Признание биржевых торгов несостоявшимися
Вопрос: В каких случаях биржевые торги, проведенные в установленном порядке, признаются несостоявшимися? Кто признает биржевые торги несостоявшимися?
Вопрос: В каких случаях биржевые торги, проведенные в установленном порядке, признаются несостоявшимися? Кто признает биржевые торги несостоявшимися?
Согласно подп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380) закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований настоящего Указа путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах (далее — биржевые торги).
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими биржевую торговлю в Республике Беларусь, являются Закон Республики Беларусь от 05.01.2009 № 10-З «О товарных биржах» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» (далее — постановление № 714). Для субъектов, осуществляющих торговлю, обязательными являются Правила биржевой торговли, утвержденные постановлением Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 22.11.2005 № 3 (в редакции от 05.05.2017) (далее — Правила биржевой торговли).
В перечисленных актах отсутствует такое понятие, как признание биржевых торгов несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен. А для случая отказа участника-победителя от заключения договора Правилами биржевой торговли установлены иные последствия, нежели те, которые определены законодательством о закупках в строительстве.
Ряд специалистов предлагают собственные трактовки признания биржевых торгов несостоявшимися по указанным выше основаниям, однако их аргументация вызывает сомнения.
В первую очередь следует отметить, что порядок взаимоотношений участников процедур закупок в строительстве, установленный Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение о закупках в строительстве), значительно отличается от порядка взаимоотношений субъектов, имеющих отношение к торговле на бирже, в том числе установленного в Правилах биржевой торговли.
Как следует из пп. 10, 62 Положения о закупках в строительстве, в процедуре закупки участвуют организатор подрядных торгов (торгов, переговоров), осуществляющий (осуществляющая) размещение соответствующего заказа на подрядных торгах (торгах, переговорах), и участник — лицо, принимающее участие в подрядных торгах (торгах, переговорах), а также приглашенные специалисты и другие лица без права голоса при принятии решений, не включенные в состав конкурсной комиссии.
Проведение биржевых торгов регулируется в том числе гл. 14 Правил биржевой торговли. Согласно п. 104 данных Правил полномочия по ведению биржевых торгов и контролю за надлежащим исполнением Правил биржевой торговли в ходе биржевых торгов возлагаются на маклера, который, являясь работником биржи, уполномочен осуществлять ведение биржевых торгов и контроль за надлежащим выполнением в ходе биржевых торгов Правил биржевой торговли.
Именно маклер управляет ходом биржевых торгов. В терминах Правил биржевой торговли и организатор процедуры закупки, и участник являются лишь участниками биржевой торговли, принимающими участие в биржевых торгах.
Например, маклер имеет право по согласованию с руководством биржи в случае возникновения чрезвычайной ситуации приостановить биржевые торги на срок до 60 минут; задержать начало биржевых торгов на срок до 60 минут. Кроме того, согласно п. 107 Правил биржевой торговли биржа при условии возникновения чрезвычайных ситуаций имеет право по всем или некоторым секциям отменить результаты биржевых торгов, которые проводились в день возникновения чрезвычайной ситуации, в целях недопущения нарушений Правил и возникновения спорных ситуаций. При этом чрезвычайными могут быть признаны ситуации, препятствующие проведению биржевых торгов и исполнению обязательств по биржевым сделкам, в том числе обстоятельства непреодолимой силы: пожары, аварии, стихийные бедствия, неисправность и (или) отказ оборудования, ошибки программного обеспечения, неисправности систем связи, энергоснабжения и других систем жизнеобеспечения, а также находящиеся вне контроля биржи ситуации, связанные с наступлением иных обстоятельств, препятствующих проведению биржевых торгов и совершению биржевых сделок, в том числе резкое изменение цен на биржевые товары.
В соответствии с п. 117 Правил биржевой торговли отказ или уклонение от формирования и подписания биржевого договора, непредставление его для регистрации не являются основаниями для признания совершенной биржевой сделки недействительной. Указанные действия являются нарушением Правил и влекут применение к нарушителю соответствующих санкций. При этом в п. 148 Правил биржевой торговли установлено, что применение штрафных санкций не освобождает участника биржевой торговли от исполнения обязательств по биржевой сделке (договору) и договору на биржевое обслуживание.
В тех случаях, когда для процедуры биржевых торгов будут установлены законные основания признания их несостоявшимися вследствие того, что участник-победитель не определен или победитель отказался от заключения договора, нужно принимать во внимание возможность перехода к проведению процедуры переговоров исходя из того, является ли проведение биржевых торгов с данным товаром обязательным либо сделки с таким товаром могут проводиться на биржевых торгах.
Если проведение биржевых торгов является обязательным, размещение заказов на приобретение товаров, необходимых для строительства объекта, включенных в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением № 714 (далее — Перечень биржевых товаров), осуществляется в соответствии с законодательством о товарных биржах. Такие сделки могут заключаться исключительно на биржевых торгах, и отступление от этого требования допускается только при небольшой стоимости закупаемого товара.
Кроме того, на биржевых торгах могут осуществляться в соответствии с законодательством о товарных биржах закупки необходимых для строительства объектов товаров, допущенных открытым акционерным обществом «Белорусская универсальная товарная биржа» к биржевой торговле.
Анализ Положения о закупках в строительстве и постановления № 714 указывают на то, что предусмотренный подп. 1.8 п. 1 Указа № 380 переход к процедуре переговоров вместо биржевых торгов может осуществляться только в отношении товаров, допущенных к биржевой торговле и не входящих в перечень обязательных к приобретению на бирже.
В тех случаях, когда биржевой товар входит в Перечень биржевых товаров, его приобретение по процедуре торгов (переговоров) возможно при стоимости закупаемых материалов менее 2 000 евро*. При стоимости товара для строительства объекта, входящего в Перечень биржевых товаров, 2 000 евро и более обязательной является его закупка по процедуре биржевых торгов, что не позволяет закупать его по процедуре торгов либо по процедуре переговоров.
* Из Перечня биржевых товаров наиболее часто товарами, закупаемыми для строительства объектов, являются товары группы 72 «Черные металлы», для которых установлен нижний порог стоимости обязательной закупки на бирже в 2 000 евро. — Прим. ред.
Что касается товаров, допущенных к биржевой торговле и не входящих в Перечень биржевых товаров, то такие товары могут приобретаться организатором процедуры закупки по процедуре торгов в случаях, когда биржевые торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора или при стоимости товаров менее 3 000 БВ.