Ответ: Преференциальная поправка не применяется ни к одному из предложений участников.
Согласно п. 9 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение о закупках), при проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:
— 15 % — в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
— 25 % — в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.
О своем праве на применение преференциальной поправки участник должен указать в конкурсном предложении, предложении для переговоров, приложив соответствующие документы.
Преференциальная поправка не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки.
По нашему мнению, формулировка «должен указать…приложив соответствующие документы» допускает двоякое толкование:
— если делается смысловой акцент на словах «должен указать», то для применения преференциальной поправки необходимо заявление участника;
— если же акцент делается на словах «приложив соответствующие документы», то заявление о применении преференциальной поправки участник делать не обязан. Достаточно приложить документ, подтверждающий такое право (в данном случае свидетельство о государственной регистрации Республики Беларусь), что и будет являться заявлением о применении преференциальной поправки.
На сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в разделе «Закупки»* размещено разъяснение «Применение преференциальной поправки при строительстве», согласно которому участник может не заявлять о своем праве на преференциальную поправку. Но если в его конкурсном предложении есть документы, подтверждающие такое право, заказчик (организатор) может и должен запросить у участника уточняющую информацию, и при оценке и сравнении предложений следует рассматривать предложение этого участника с учетом преференциальной поправки.
Как видно, в настоящее время регулятор трактует норму о применении преференциальной поправки таким образом, что заявление о применении преференциальной поправки не является обязательным. Главное — приложить документы, подтверждающие право на ее применение.
Следовательно, для приведенной в вопросе ситуации действует положение части третьей п. 9 Положения о закупках, то есть преференциальная поправка не применяется ни к одному из предложений.