Вы на портале

Правовое регулирование процедур закупок при строительстве в 2017 году

П омимо иных существенных изменений правового регулирования строительной деятельности с 01.01.2017 изменился порядок осуществления процедур закупок. Обзор наиболее значимых нововведений 2017 г. в сфере закупок в строительстве представлен автором в виде системного рассмотрения регуляторов данной сферы в их взаимосвязи между собой.

Богатко Антон
Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

1440 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Закупки при строительстве регулируются следующими основными нормативными актами:

Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»;

Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;

Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380);

Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»;

Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26);

Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 361);

Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение № 88);

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361» (далее — постановление № 1553);

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88»;

постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.06.2014 № 33 «О некоторых вопросах регулирования отпускных цен на строительные материалы, изделия, конструкции» (далее — постановление № 33).

Важно четко понимать, когда и при наличии каких признаков должен применяться тот или иной акт о порядке проведения процедур закупок, а также что конкретное лицо должно сделать и какие сопутствующие нормативные акты с учетом специфики предмета закупки должны быть приняты во внимание.

Применение нормативных правовых актов, регулирующих закупки в строительстве

В первую очередь необходимо определить, в каких случаях является обязательным применение Указа № 380 и Положения № 88.

Так, согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 380 закупки работ, услуг при строительстве, в том числе при возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов, осуществляются с учетом требований данного Указа путем проведения подрядных торгов либо переговоров, если иное не установлено настоящим Указом.

В силу подп. 1.2 п. 1 Указа № 380 закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований настоящего Указа путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве (далее — торги), переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах (далее — биржевые торги), за исключением централизованных государственных закупок медицинских изделий, проводимых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках.

Признаки обязательности применения процедуры подрядных торгов согласно подп. 1.4 п. 1 Указа № 380

В подп. 1.4 и 1.5 п. 1 Указа № 380 предусмотрены признаки обязательности проведения подрядных торгов. Так, в подп. 1.4 п. 1 выделяется 3 признака, в зависимости от которых проведение подрядных торгов является обязательным:

1) вид строительной деятельности;

2) источник финансирования;

3) стоимость строительства.

Вид строительной деятельности

Строительная деятельность (строительство) — деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Источник финансирования

Источники финансирования можно разделить на две категории:

— денежные средства республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (согласно абзацу четвертому подп. 1.4 п. 1 Указа № 380);

— денежные средства государственных организаций при стоимости строительства 100 тыс. базовых величин и более; хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, при стоимости строительства 100 тыс. базовых величин и более (согласно абзацу пятому подп. 1.4 п. 1 Указа № 380, в котором указываются источники финансирования и лица, на которых распространяется положение Указа).

Обратите внимание: для определения обязательности применения Указа № 380 стоит принять во внимание § 2 гл. 4 ГК, а также ст. 210 гл. 13 ГК, в которой предусмотрены признаки, при совокупном наличии которых наступает право собственности.

Стоимость строительства

Проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве:

— при стоимости строительства 6 тыс. базовых величин и более (при источнике финансирования, указанном в абзаце четвертом подп. 1.4 п. 1 Указа № 380);

— при стоимости строительства 100 тыс. базовых величин и более (при источнике финансирования, указанном в абзаце пятом подп. 1.4 п. 1 Указа № 380).

Признаки обязательности применения процедуры подрядных торгов согласно подп. 1.5 п. 1 Указа № 380

Условия обязательности и необязательности проведения подрядных торгов взаимосвязаны с требованиями по проведению подрядных торгов, торгов либо биржевых торгов, перечисленными в подп. 1.5 п. 1 Указа № 380:

— по проведению подрядных торгов по выбору подрядчика на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами (абзац второй подп. 1.5 п. 1 Указа № 380). При этом стоимость работ по разработке предпроектной (предынвестиционной) документации не имеет значения для определения необходимости проведения подрядных торгов;

— по проведению подрядных торгов по выбору подрядчика на выполнение проектных и изыскательских работ (абзац третий подп. 1.5 п. 1 Указа № 380). При этом стоимость работ на выполнение проектных и изыскательских работ не имеет значения для определения необходимости проведения подрядных торгов.

Совмещение в одной процедуре подрядных торгов выбора подрядчика на выполнение работ по разработке предпроектной (предынвестиционной) документации и выполнение проектных и изыскательских работ недопустимо (абзац первый подп. 1.1 п. 1 и подп. 1.4 п. 1 Указа № 26, абзац третий подп. 1.5 п. 1 Указа № 380);

— по проведению торгов на закупку товаров, если стоимость каждого их вида составляет 3 тыс. базовых величин и более (абзац четвертый подп. 1.5 п. 1 Указа № 380).

Обратите внимание: исходя из п. 4 Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» структуру классификатора можно представить в следующем виде:
Разделы                    ХХ 
Группы                     ХХ.Х
Классы                     ХХ.ХХ
Категории              ХХ.ХХ.Х
Подкатегории        ХХ.ХХ.ХХ
Виды                        ХХ.ХХ.ХХ.Х
Подвиды                 ХХ.ХХ.ХХ.ХХ
Группировки          ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ
Таким образом, понятие «вид товаров» следует обозначать семизначным кодом.

С учетом подп. 1.4 п. 1 Указа № 380 в подп. 1.5 п. 1 Указа № 380 предусмотрен перечень случаев обязательности применения процедур подрядных торгов, торгов, биржевых торгов в части оказания инженерных услуг, выполнения отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, если стоимость каждого их вида составляет 3 тыс. базовых величин и более. При дословном толковании данной нормы можно сделать вывод, что условие «…если стоимость каждого их вида составляет 3 тыс. базовых величин и более» не распространяется на инженерные услуги, так как относится непосредственно к выполнению отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ.

Таким образом, в случае обязательности проведения подрядных торгов согласно подп. 1.4 п. 1 Указа № 380 при выборе исполнителя на оказание инженерных услуг вне зависимости от их стоимости, по нашему мнению, надлежит проводить процедуру подрядных торгов.

Случаи допустимости применения процедуры переговоров

Указом № 380 предусмотрено 5 случаев, когда могут быть применены процедуры подрядных торгов, торгов, биржевых торгов или переговоров. Так, процедура переговоров должна быть применена:

1) согласно абзацу третьему подп. 1.6 п. 1 Указа № 380 — когда подрядные торги, торги, биржевые торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора.

Основаниями применения указанного основания могут являться следующие случаи:

— по решению руководителя организатора по проведению подрядных торгов (торгов) в случае, если такие подрядные торги (торги) признаны несостоявшимися по основаниям, предусмотренным в части пятой п. 23 Положения № 88;

— по решению руководителя организатора в случае, предусмотренном в части пятнадцатой или шестнадцатой п. 36 Положения № 88;

— по решению руководителя организатора в случаях, предусмотренных в абзацах третьем — седьмом части двадцатой п. 36 Положения № 88, а также п. 5 ст. 417 ГК;

2) при заключении генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией договоров с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении (оказании) отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству. При этом стоит отметить, что такие третьи лица обязаны в случаях, предусмотренных подп. 1.11 п. 1 Указа № 26, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее — постановление № 252), иметь аттестаты соответствия на соответствующий класс сложности строительства объекта по тем работам, услугам, которые являются предметом заказа;

3) при заключении договоров о выполнении работ по текущему ремонту;

4) при строительстве, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров, необходимых для строительства, в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций (по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен или в состав, систему которого входит заказчик, либо осуществляющим управление принадлежащими государству акциями (долями) в уставном фонде заказчика, а в случае отсутствия такого органа (организации) — по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения заказчика).

Данное право представляется несколько нелогичным с учетом требований подп. 1.7 п. 1 Указа № 380, поскольку кроме необходимости проведения процедуры переговоров до этого еще нужно заполучить согласование государственного органа (организации). То есть если предположить, что прорвало газовый трубопровод или водопровод и т.п., возникла аварийная ситуация, то следует сперва получить согласование государственного органа (организации), а уже затем приступать к проведению процедуры переговоров;

5) при заключении договора на ведение авторского надзора за строительством при невозможности осуществления разработчиком проектной документации такого надзора (при ликвидации (прекращении деятельности) разработчика проектной документации, наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность). Данное условие содержится в настоящее время в подп. 1.12 п. 1 Указа № 26. В случае невозможности осуществления авторского надзора разработчиком проектной документации по основаниям, указанным выше, следует выбрать такого подрядчика на осуществление авторского надзора посредством применения процедуры подрядных торгов, если обязанность по ее применению предусмотрена подп. 1.1, 1.4, 1.5 п. 1 Указа № 380. Кроме этого, в отличие от Указа № 591 в подп. 1.11 п. 1 Указа № 380 установлен перечень случаев, когда требования Указа № 380 не применяются при строительстве.

Справочно.
Подпунктом 1.8 п. 1 Указа № 380 установлен перечень случаев, в которых не применяются процедуры подрядных торгов, торгов, биржевых торгов, переговоров, то есть случаи, когда по решению лиц, перечисленных в указанном пункте, данные процедуры и нормы Положения № 88 не применяются, что не отменяет действие норм Указа № 26, постановления № 252, Указа № 361 и постановления № 1553, а также иных нормативных актов, в том числе постановления № 33, регулирующих порядок ценообразования при строительстве объектов.

В 2017 г. проведение подрядных торгов, торгов является обязательным:

1) если требуется выбрать подрядчика на строительство объекта при условии наличия следующих признаков:

— источника финансирования (абзацы второй и третий подп. 1.4 п. 1 Указа № 380);

— стоимости строительства объекта свыше 6 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце втором подп. 1.4 п. 1 Указа № 380) или свыше 100 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце третьем подп. 1.4 п. 1 Указа № 380);

2) если требуется выбрать подрядчика на проектные и изыскательские работы, на предпроектную, предынвестиционную деятельность при условии наличия следующих признаков:

— источника финансирования (абзацы второй и третий подп. 1.4 п. 1 Указа № 380);

— стоимости строительства объекта свыше 6 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце втором подп. 1.4 п. 1 Указа № 380) или свыше 100 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце третьем подп. 1.4 п. 1 Указа № 380);

— независимо от стоимости работ (проектных, изыскательских, предпроектных, предынвестиционных);

3) если требуется выбрать поставщика товаров при условии наличия следующих признаков:

— источника финансирования (абзацы второй и третий подп. 1.4 п. 1 Указа № 380);

— стоимости строительства объекта свыше 6 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце втором подп. 1.4 п. 1 Указа № 380) или свыше 100 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце третьем подп. 1.4 п. 1 Указа № 380);

— стоимости вида товаров 3 000 базовых величин и более согласно абзацу четвертому подп. 1.5 п. 1 Указа № 380;

4) если требуется выбрать инженерную организацию при условии наличия следующих признаков:

— источника финансирования (абзацы второй и третий подп. 1.4 п. 1 Указа № 380);

— стоимости строительства объекта свыше 6 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце втором подп. 1.4 п. 1 Указа № 380) или свыше 100 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце третьем подп. 1.4 п. 1 Указа № 380);

— стоимости инженерных услуг 3 000 базовых величин и более согласно абзацу пятому подп. 1.5 п. 1 Указа № 380;

5) если требуется выбрать подрядчика на отдельные виды, этапы работ при условии наличия следующих признаков:

— источника финансирования (абзацы второй и третий подп. 1.4 п. 1 Указа № 380);

— стоимости строительства объекта свыше 6 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце втором подп. 1.4 п. 1 Указа № 380) или свыше 100 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце третьем подп. 1.4 п. 1 Указа № 380);

— стоимости вида работ 3 000 базовых величин и более согласно абзацу пятому подп. 1.5 п. 1 Указа № 380.

Во всех остальных случаях с учетом требований Указа № 380 обязательность проведения подрядных торгов, торгов, биржевых торгов не предусмотрена.

1440 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме