Нормативные требования об отсутствии задолженности по платежам в бюджет как условие участия в закупках
Согласно п. 3 ст. 15 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках) для проверки квалификационных данных участник представляет документы и сведения, указанные заказчиком (организатором) в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, и удостоверяющие отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), просроченной задолженности по бюджетным займам и бюджетным ссудам, задолженности по платежам в бюджет в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ранее заключенных договоров в соответствии с законодательством страны, резидентом которой он является.
В силу подп. 31.1 п. 31 Положения об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение о закупках в строительстве), документом о финансовом положении участника является наряду с прочими справка о задолженности по платежам в бюджет.
Из гл. 3 «Предварительный квалификационный отбор участников» Положения о закупках в строительстве следует, что наличие задолженности по платежам в бюджет не относится к сведениям, оцениваемым организатором как соответствие либо несоответствие претендента квалификационным требованиям. Однако, учитывая открытый перечень сведений, которые организатор вправе требовать для проведения квалификационного отбора, наличие задолженности по платежам в бюджет также целесообразно оценивать.
Ни Закон о госзакупках, ни Положение о закупках в строительстве не устанавливают, что наличие задолженности по платежам в бюджет является основанием для признания участника не соответствующим квалификационным требованиям организатора. Однако сложившаяся практика указывает на то, что заказчик — организатор процедуры закупки, принявший предложение участника, имеющего задолженность по платежам в бюджет, несет определенные риски.
Риски организатора процедуры закупки
Риски организатора процедуры закупки основаны на том, что исходя из п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 № 267 «О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359» (далее — Указ № 267) в период действия имеющегося в банке постановления (определения) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах), принятого (вынесенного) судом (судьей), прокурором или его заместителем, органом уголовного преследования, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, судебным исполнителем, и (или) решения (постановления) о приостановлении операций по таким счетам в банке, принятого (вынесенного) органом Комитета государственного контроля, налоговым, таможенным органом, Министерством финансов, его территориальным органом, местным финансовым органом, городским, районным и районным в городах отделом областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, судебным исполнителем, расходные операции по счетам (а в случае наличия в банке только постановления (определения) о наложении ареста с указанием суммы, на которую наложен арест, — расходные операции по счетам в пределах суммы, на которую наложен арест) прекращаются.
Таким образом, блокируются любые расходные денежные операции обязанного лица, включая любые расчеты за поставляемые материальные ресурсы, выполняемые работы и оказываемые услуги.
Тем самым при наличии задолженности участника по обязательным платежам, безусловно, повысятся риски заказчика при строительстве объекта по исполнению договора в случае, если данный участник будет выбран победителем и с ним будет заключен договор. Однако, как показывает практика, именно такие участники зачастую делают наиболее привлекательные с точки зрения цены предложения, поскольку для них заключение и исполнение договора является крайне важным для улучшения финансового положения.
Варианты условий договора
На практике организатор торгов, заключая договор с победителем, зачастую предусматривает возможность перечисления денежных средств непосредственно подрядчикам (поставщикам, исполнителям), которых победитель процедуры закупки будет привлекать для выполнения работ (поставки товаров, оказания услуг), как в счет авансов, так и в счет расчетов за выполненные работы. Таким образом, предполагается, что после перечисления денежных средств поставщик (подрядчик, исполнитель), объявленный победителем процедуры закупки, будет приобретать необходимые для строительства материальные ресурсы, оплачивать услуги и выполняемые субподрядными организациями необходимые работы.
В ряде случаев такая оплата осуществляется в рамках договора перевода долга либо уступки требования — в зависимости от структуры взаимоотношений. Такая схема работы, по мнению организатора, должна обеспечить возможность выполнения работ на объекте, а по мнению участника — минимизировать риск бесспорного изъятия средств, полученных исполнителем договора со счетов по требованиям налоговых и иных органов.
Обращение взыскания на дебиторскую задолженность
Вместе с тем вышеописанная схема имеет ряд проблемных моментов, связанных с возможностью обращения взыскания задолженности по платежам в бюджет не только на денежные средства, находящиеся на счете плательщика, но и на его дебиторскую задолженность.
Согласно п. 1 Указа № 267 приостановление операций по счетам должника не касается операций, связанных с исполнением банком решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней и (или) постановлений городских, районных и районных в городах отделов областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты о бесспорном взыскании недоимки, начисленных пеней в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) — организации, при отсутствии в банке решения о приостановлении операций по счетам, принятого органом Комитета государственного контроля, и (или) постановлений (определений) о наложении ареста.
В соответствии с п. 19 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, к договору прилагаются в том числе следующие документы, являющиеся его неотъемлемой частью:
— график производства работ, за исключением случаев строительства объекта (выполнения строительных работ) продолжительностью не более одного месяца;
— график платежей (за исключением случаев единовременной оплаты).
В качестве обязательного условия Инструкция о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120, определяет, что график платежей разрабатывается на текущий год с разбивкой по месяцам и источникам финансирования. В случае потребности в целевых авансах в графике указываются сумма аванса, месяц его предоставления и срок освоения.
Таким образом, в случае наступления срока платежа организатор процедуры закупки (заказчик по договору) становится обязанным лицом (дебитором победителя процедуры закупки) и в отношении него уполномоченными органами могут приниматься меры по бесспорному списанию.
Взыскание дебиторской задолженности в ФСЗН
В п. 22 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40, установлено, что в случае отсутствия средств на текущих (расчетных) банковских счетах плательщиков подлежащие уплате обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда взыскиваются в бесспорном порядке с текущих (расчетных) банковских счетов их дебиторов (за исключением финансируемых из средств республиканского и местного бюджетов на основании бюджетной сметы). Списание средств производится по постановлению о бесспорном взыскании на основании представленных плательщиком заявления с указанием в нем дебитора, документов, подтверждающих задолженность дебитора, и расчета между плательщиком и его дебитором, подписанного руководителем плательщика в одностороннем порядке. В случае отсутствия у плательщика и его дебиторов денежных средств взимание недоимок и пеней производится путем обращения взыскания на имущество плательщика в порядке, установленном законодательством. Тем самым взыскание может быть наложено и на имущество, которое было приобретено для выполнения работ по строительству объекта, в случае, если такое имущество находится в учете плательщика, имеющего задолженность в ФСЗН.
Взыскание дебиторской задолженности в бюджет
Согласно ст. 58 Налогового кодекса Республики Беларусь взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) — организации производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) или таможенного органа, осуществляющего взыскание таможенных платежей. Решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) принимается с учетом сроков исполнения обязательств между плательщиком (иным обязанным лицом) и его дебиторами.
Решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов выносится в отношении одного или нескольких дебиторов плательщика (иного обязанного лица) на основании справки наличия дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица), оформленной налоговым органом на основании документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом), либо по результатам налоговой проверки, проведенной налоговым органом, либо заявления плательщика (иного обязанного лица) об уступке требования кредитора и документа (акта сверки или иного подписанного дебитором и плательщиком (иным обязанным лицом) документа), подтверждающего наличие дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица) и кредиторской задолженности у дебитора плательщика (иного обязанного лица).
Резюме.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
— участие лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет, иным обязательным платежам, в процедурах закупок не противоречит законодательству;
— несмотря на привлекательность предложений таких участников, присуждение им победы в процедуре закупки несет для заказчика строительства существенные риски изъятия средств, направленных на финансирование строительства, на погашение задолженностей подрядчиков (поставщиков, исполнителей);
— применение схем оплаты товаров (работ, услуг), основанных на уступке требования и переводе долга, не снимает полностью указанные риски.