Правила списания строительных материалов - jvs

Правила списания строительных материалов

Невозможно представить процесс строительства без использования материалов, доля которых в себестоимости строительных работ составляет значительную часть. 

Движение материалов в строительной организации — достаточно сложный процесс, включающий этапы приобретения, доставки, перемещения между ответственными лицами, на стройплощадку, списание из-под отчета ответственного лица. Поэтому ограничиться выпиской обычных накладных, как это происходит при торговле, не получается.

Рассмотрим один из самых сложных и ответственных этапов, поскольку порядок его оформления напрямую влияет на себестоимость выполненных строительных работ у подрядчика, учитываемых при налогообложении, — списание материалов на выполненные строительные работы. 

Кореневская Наталья

Налоговый консультант ООО «Бейкер Тилли Бел»

4471 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Стройматериалы и бухучет

Порядок учета строительных материалов в бухгалтерском учете подрядчика регулируется нормами Инструкции о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.01.2008 № 4 (далее — Инструкция).

Под строительными материалами понимаются материалы, предназначенные для обработки, переработки или использования при производстве строительных и иных специальных монтажных работ (далее — строительные работы) и предусмотренные в перечнях к сметным нормам на производство этих работ.

Основными документами для списания строительных материалов в подрядной организации, выполняющей строительные работы, являются:

— материальный отчет формы С-19;

— отчет о расходе строительных материалов в сопоставлении с производственными нормами формы С-29.

Рассмотрим порядок оформления указанных форм.

Отчет формы С-19: правила составления

Вся информация о движении строительных материалов у подрядчика ведется по наименованиям товарно-материальных ценностей в материальном отчете формы С-19 согласно приложению 1 к Инструкции (далее — материальный отчет). 

Справочно.
Материальный отчет — это общий итоговый документ в организации, отражающий движение строительных материалов.

Материальный отчет составляется ежемесячно и ведется в натуральном и стоимостном выражении. В натуральном выражении материальный отчет составляется материально ответственным лицом организации (заведующим складом, мастером, прорабом, начальником участка и др.). В стоимостном выражении материальный отчет ведется бухгалтерией (п. 16 Инструкции).

Данные материального отчета содержат информацию об объекте строительства, фамилии и инициалах ответственного лица, об остатке материалов на начало и на конец месяца, приход, расход в стоимостном и количественном выражении по видам материалов.

Материальный отчет составляется, как правило, по каждому объекту строительства.

Если материалы поступают напрямую на строительную площадку, то назначенное материально ответственное лицо (например, прораб) ведет учет принятых от поставщиков и использованных на производство строительных работ материалов. 

Наименование материала, его единица измерения указываются на основании полученных товарно-транспортных накладных на поступление материалов.

В случае, когда поставщиком в товаросопроводительных документах указаны иные единицы измерения, чем те, которые используются для списания материала на производство работ согласно установленным нормам, учет материалов осуществляется одновременно в двух единицах измерения. При этом перевод количества материалов из одних единиц измерения в другие производится инженерными службами организации на основании технических справочников с составлением соответствующей справки.

Расход материалов указывается в материальном отчете в зависимости от направления использования: списание на производство строительных работ, внутреннее перемещение на другую площадку или иному материально ответственному лицу, реализация на сторону, с указанием первичного учетного документа.

Материальный отчет подписывается материально ответственным лицом и бухгалтером, в обязанности которого входит ведение учета строительных материалов, с указанием даты сдачи и принятия документов.

Материальный отчет утверждается главным инженером или иным уполномоченным лицом организации.

Отчет формы С-29: правильное оформление

Отчет о расходе строительных материалов в сопоставлении с производственными нормами формы С-29 согласно приложению 2 к Инструкции (далее — отчет формы С-29) составляется подрядчиком в натуральном выражении по каждому объекту строительства на основании подписанных заказчиком (генеральным подрядчиком) актов приемки выполненных работ, сметных и (или) производственных норм расхода материалов (п. 20 Инструкции).

Справочно.
Отчет формы С-29 является основанием для внесения в материальный отчет записи о расходе материалов на выполнение принятых заказчиком работ (п. 19 Инструкции).

Отчет формы С-29 содержит данные об объекте строительства, наименовании видов работ, их объемов и видов материалов, использованных на единицу измерения работ и в целом на объем выполненных работ в месяце по нормам и факту. Отчет формы С-29  ведется только в натуральных показателях (в отличие от материального отчета) и заполняется инженером производственно-технического отдела (далее — ПТО), за исключением графы «Расход фактический» в таблице 2, которую заполняет материально ответственное лицо. Бухгалтерия данный документ не заполняет. 

По каждому факту экономии или перерасхода материалов материально ответственное лицо дает письменное объяснение в графе «Примечание». На основании объяснений материально ответственных лиц уполномоченными лицами организации (главным инженером, начальником ПТО) принимаются соответствующие решения о количестве материалов, подлежащих списанию на себестоимость выполненных работ.

В графе «Списать на себестоимость работ» таблицы 2 инженером ПТО указывается количество материалов, подлежащих списанию на себестоимость работ, выполненных в отчетном месяце.

После заполнения всех данных отчет формы С-29 подписывается материально ответственным лицом, инженером ПТО, утверждается главным инженером или руководителем организации и передается в бухгалтерию. Цифровые данные графы «Списать на себестоимость работ» таблицы 2 переносятся материально ответственным лицом в материальный отчет в графу «Расход на производство работ».

Журнал производства работ

Отметим, что данные о видах работ должны соответствовать информации, содержащейся в журнале производства работ (далее — Журнал ), который является основным производственным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства строительных работ (п. 2 Правил ведения журнала производства работ, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510», далее — Правила № 383).

В частности, в разделе 4 Журнала указываются сведения о начале и об окончании строительных работ и о ходе их выполнения, а также краткие сведения о методах производства строительных работ, о применяемых материалах, о готовых изделиях и конструкциях, о вынужденных простоях строительных машин (с указанием принятых мер), об испытаниях оборудования, систем, сетей и устройств (опробование вхолостую или под нагрузкой, подача электроэнергии, испытания на прочность и герметичность и др.) и т.п. (п. 10 Правил № 383). 

(Не)стандартная ситуация

Как следует из приведенного алгоритма, материальный отчет и отчет формы С-29 заполняются ежемесячно и служат основанием для списания строительных материалов в бухгалтерском учете на себестоимость работ, выполненных и принятых заказчиком.

Однако как оформить списание строительных материалов, когда, например, работы в отчетном месяце выполнены, но по каким-либо причинам не приняты заказчиком или не сданы заказчику, нормы Инструкции № 4 не указывают. Вместе с тем согласно установленным положениям законодательства в Журнале производства работ записи ведутся ежедневно, а материальный отчет составляется ежемесячно. Таким образом, если по выполненным работам не составлен отчет формы С-29 с перенесением данных в материальный отчет, то ежемесячные данные в материальном отчете не будут соответствовать действительности.

В такой ситуации, по нашему мнению, необходимо самостоятельно разработать первичный учетный документ (ПУД) наподобие отчета формы С-29 и утвердить его учетной политикой организации. Аналогичным образом поступают при списании материалов на выполнение работ, расчетный период по которым согласно договору строительного подряда превышает один календарный месяц, что прямо прописано в п. 13 Инструкции № 4. Таким образом, в бухгалтерском учете будет обеспечиваться достоверная оценка остатков материалов и незавершенного производства.

В месяце подписания заказчиком акта выполненных работ ответственными лицами подрядчика составляется отчет формы С-29 в обычном порядке на основании ранее составленного ПУД, и при необходимости в нем отражаются корректировки о принятых заказчиком работах. Например, в ситуации, когда одни материалы заменены на другие. Соответственно, изначально списаны другие материалы, но в целом результат работ принят. В таком случае в отчете формы С-29 показываются корректировки по списанным материалам с указанием причин такого отклонения, что в дальнейшем находит свое отражение в материальном отчете.

В ситуации, когда материалы списаны по произвольному ПУД, а впоследствии заказчик откажется от принятия работ (их части) ввиду их фактического невыполнения или иных причин (абз. 3 п. 55 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450), то материально ответственным лицом и инженером производственно-технического отдела составляется корректировочный отчет формы С-29 с указанием излишне списанных материалов и причин такого списания. На основании составленного отчета данные о стоимости материалов (минус или плюс) переносятся в общем порядке в материальный отчет. В каждом подобном случае назначается внутренняя проверка для установления причин произошедшего, виновных лиц и источника списания материалов.

4471 Shape 1 copy 6Created with Avocode.