Вы на портале

Порядок ведения воинского учета: новое в законодательстве

С 8 ноября 2019 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2019 № 742, которое изложило в новой редакции Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (далее — Положение о воинском учете). 

Обозначим общие положения, связанные с ведением воинского учета, а также рассмотрим основные требования по ведению воинского учета организациями в соответствии с новой редакцией Положения о воинском учете.

Небеждин Николай

юрист

2942 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Общие требования по ведению воинского учета

Общие требования по ведению воинского учета в организациях определены Законом Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее — Закон).

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате (обособленном подразделении) по месту жительства, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений), — в органах местного управления (далее — органы воинского учета) и, кроме того, в организациях по месту работы (ч. 1 ст. 18 Закона).

Воинскому учету подлежат все призывники и военнообязанные (ч. 1 ст. 11 Закона).

Запас Вооруженных Сил создается из числа граждан, перечисленных в ст. 67 Закона. К ним, в частности, относятся:

• уволенные с военной службы, службы в резерве в запас Вооруженных Сил; 

• освобожденные от призыва на военную службу, службу в резерве; 

• отбывшие наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях; 

• не прошедшие военную службу по достижении ими 27-летнего возраста; 

• признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе в мирное время; 

• прошедшие альтернативную службу.

Граждане, состоящие в запасе и достигшие предельного возраста состояния в запасе или признанные негодными к военной службе с исключением с воинского учета по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и исключаются с воинского учета.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 26 ТК при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин, являющийся призывником или военнообязанным, должен предъявить документ, удостоверяющий личность, и документы воинского учета. При этом призывники обязаны иметь и хранить удостоверение призывника, а военнообязанные — военный билет (ч. 1 ст. 18 Закона). Прием на работу без указанных документов не допускается (ч. 2 ст. 26 ТК).

Организационные вопросы ведения воинского учета 

Каждая организация обязана вести воинский учет лиц мужского пола, принимаемых на основную работу, которые являются призывниками или военнообязанными, то есть лицами, состоящими на воинском учете, а также военнообязанных женского пола (ч. 1 ст. 9 Закона).

В организации независимо от формы собственности должен быть работник, ответственный за ведение воинского учета. Как и ранее, Положение о воинском учете определяет требования к количеству таких работников, которое зависит от количества граждан, находящихся на воинском учете в организации:

• от 500 до 2500 граждан — один работник по воинскому учету;

• от 2500 до 5000 граждан — два работника по воинскому учету;

• от 5000 до 8000 граждан — три работника по воинскому учету;

• на каждые последующие 3000 граждан — по одному работнику по воинскому учету.

Если в организации на воинском учете числится менее 500 граждан, работа по ведению такого учета может возлагаться на одного из работников в соответствии с законодательством о труде. 

Если рассматривать первую группу организаций, то согласно выпуску 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденному постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (далее — ЕКСД № 1), в штатном расписании организации должна быть предусмотрена должность инспектора по учету и бронированию военнообязанных в необходимом количестве единиц.

В организациях с количеством состоящих на учете граждан менее 500 может быть предусмотрена должность инспектора по учету и бронированию военно-обязанных. Если же содержание отдельной такой должности нецелесообразно, то лицом, ответственным за ведение воинского учета, назначается специалист по кадровой работе. 

При этом помимо лица, ответственного за ведение воинского учета постоянно, должно быть определено лицо, которые будет выполнять эти обязанности в период временного отсутствия основного ответственного работника или если должность этого работника окажется вакантной. 

В дополнение к этому в должностной инструкции ответственных за ведение воинского учета или в заключенных с ними трудовых договорах (контрактах) должны быть в полном объеме отражены должностные обязанности, предусмотренные в соответствии с ЕКСД № 1 должностью инспектора по учету и бронированию военнообязанных для организаций различных организационно-правовых форм с учетом норм Положения о воинском учете.

Ответственные за ведение воинского учета назначаются приказом руководителя организации. 

Частью 2 п. 74 Положения о воинском учете на руководителя организации возложена обязанность обеспечить сохранность документов воинского учета, к которым имеют доступ только он и работники по воинскому учету. В предыдущей редакции Положение такой обязанности не содержало.

Другие обязанности руководителя организации по ведению воинского учета, а также иных ответственных за военно-учетную работу должностных лиц определены в п. 76 Положения о воинском учете.

К ним относятся:

1. Обязанности при приеме работника на работу (до заключения трудового договора):

— проверить у призывника удостоверение призывника, а у военнообязанного — военный билет;

— установить, состоит ли гражданин, принимаемый на работу, на воинском учете в органе воинского учета по месту его жительства;

— направлять граждан, подлежащих приему на воинский учет, в органы воинского учета по месту их жительства;

— при приеме граждан на воинский учет проверять подлинность удостоверений призывников, военных билетов, а при обнаружении в этих документах неоговоренных исправлений, неточностей и подделок, отсутствия листов сообщать об этом в соответствующие органы воинского учета;

— в месячный срок сообщать сведения о приеме на работу граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, в органы воинского учета (ч. 1 ст. 9 Закона).

2. Обязанности после приема работника на работу (в процессе трудовой деятельности):

— при приеме от гражданина удостоверения призывника или военного билета выдать владельцу документа расписку;

— направлять в месячный срок в органы воинского учета необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, принимаемых на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих на воинском учете, но обязанных на нем состоять (ч. 1 ст. 9 Закона);

— заполнять на всех призывников и военнообязанных личные карточки;

— обеспечить полноту и достоверность воинского учета призывников и военнообязанных, работающих в организации;  

— вносить в личные карточки изменения в части фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, занимаемой должности (специальности, профессии), состояния здоровья, места жительства и др.;

— в месячный срок письменно сообщать о произошедших изменениях в органы воинского учета;

— ежегодно сверять личные карточки призывников и военнообязанных с записями в удостоверениях призывников, военных билетах, представлять эти карточки для сверки с учетными данными по требованию органов воинского учета;

— по требованию органов воинского учета оповещать граждан об их вызове в органы воинского учета (ч. 1 ст. 9 Закона);

— обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по повесткам в органы воинского учета;

— направлять по запросам органов воинского учета сведения о численности призывников и военнообязанных, работающих в организации;

— при снятии (исключении) граждан с воинского учета делать соответствующие отметки об этом в личных карточках.

3. Обязанности после прекращения трудовых отношений с работником: в месячный срок сообщать сведения об увольнении с работы граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, в военные комиссариаты (ч. 1 ст. 9 Закона).

В новой редакции Положения о воинском учете уточнено, что личные карточки граждан, снятых (исключенных) с воинского учета, подлежат изъятию из картотеки и хранятся отдельно до очередной сверки с учетными данными соответствующего органа воинского учета, а затем уничтожаются в установленном порядке (п. 77 Положения о воинском учете).

Как и ранее, контроль за ведением воинского учета в организациях возлагается на органы воинского учета.

Подробнее вопросы оформления документов воинского учета урегулированы постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21 и утвержденной им Инструкцией о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных. В приложениях к последней определен перечень документов воинского учета военнообязанных, а также формы таких документов. 

Дополнительно по теме:
• Приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета и бронирование военнообязанных
• Акт о передаче документов
• Форма личной карточки
• Приходно-расходная книга по учету бланков специального воинского учета
• Расписка в приеме документов воинского учета,
• Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных 

2942 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме