Порядок получения разрешений на производство строительно-монтажных работ - jvs

Порядок получения разрешений на производство строительно-монтажных работ

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25.02.2016 № 151

Советом Министров Республики Беларусь 25.02.2016 принято постановление № 151 «О некоторых вопросах выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия» (далее — постановление № 151). Указанным нормативным правовым актом уточнен порядок получения разрешений на производство строительно-монтажных работ.

Постановление № 151 официально опубликовано 01.03.2016 и вступает в силу с 02.06.2016.

Антонов Александр

Адвокат МОКА, юридическая группа REVERA


982 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Постановлением № 151 утверждено Положение о порядке выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия (далее — Положение № 151), а также изложен в новой редакции п. 3.12 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, устанавливающий порядок совершения административной процедуры «выдача разрешения на производство строительно-монтажных работ».

До принятия постановления № 151 основу правового регулирования отношений, связанных с получением разрешений на производство строительно-монтажных работ (далее — разрешения, СМР), продлением срока их действия, прекращением, приостановлением срока их действия, составляла Инструкция о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденная постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее — Госстандарт) от 28.02.2008 № 11 (далее — Инструкция № 11).

Постановление № 151 призвано устранить спорные вопросы правоприменения Инструкции № 11, а также более четко и детально урегулировать вопросы получения разрешений.

Постановлением № 151 разграничен порядок и случаи:

1) выдачи разрешений;

2) перерегистрации разрешений;

3) внесения изменений и (или) дополнений в разрешения;

4) продления срока действия разрешений.

Изменения в процедуре выдачи разрешений

Существенных изменений, непосредственно касающихся процедуры выдачи разрешений (в том числе по перечню документов, представляемых в соответствующие инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта), не произошло. Срок выдачи разрешений по-прежнему установлен в 3 рабочих дня.

Вместе с тем постановлением № 151 предусматривается новое основание для отказа в выдаче, перерегистрации, во внесении изменений и (или) дополнений, в продлении срока действия разрешения: отсутствие аттестатов соответствия у заказчика, застройщика, подрядчика, осуществляющих технический надзор организации или ИП, квалификационных аттестатов у ответственных должностных лиц, когда их наличие является обязательным.

До принятия постановления № 151 однозначная правоприменительная практика в вопросе обязательного предоставления аттестатов соответствия всеми участниками строительной деятельности при получении разрешений отсутствовала.

Таким образом, с момента вступления в силу постановления № 151 для заказчиков в строительстве, большинство из которых до принятия постановления № 151 в отличие от профессиональных участников строительного рынка (подрядные, инженерные организации) еще так и не получили аттестаты соответствия, остается два варианта действий:

1) получение аттестата соответствия на право выполнения функций заказчика, застройщика, оказания отдельных видов инженерных услуг в строительстве;

2) привлечение инженерной организации, которая имеет аттестат соответствия на право выполнения функций заказчика, застройщика, оказания инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью.

Привлечение инженерных организаций, имеющих аттестаты соответствия на право выполнения функций заказчика, застройщика, оказания инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью, может существенно увеличить стоимость строительства объектов. Квалификационные же требования, предъявляемые к лицам, претендующим на получение аттестатов соответствия на право выполнения функций заказчика, застройщика, оказания отдельных видов инженерных услуг в строительстве, достаточно либеральны, и многие заказчики в действительности отвечают данным требованиям.

Как получить разрешение?

Для получения разрешения заказчик, застройщик — юридическое лицо должен предоставить в соответствующие инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта следующий комплект документов:

1) заявление;

2) копию решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении строительства объекта (за исключением случаев самовольного строительства);

3) копию положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации (кроме случаев, когда государственная экспертиза проектной документации не является обязательной);

4) копию приказа (распоряжения) об утверждении проектной документации;

5) копию договора строительного подряда в случае заключения такого договора;

6) копию платежного поручения, подтверждающего перечисление целевых отчислений от стоимости СМР по объекту строительства;

7) копию решения местного исполнительного и распорядительного органа о продолжении строительства самовольной постройки — в случае самовольного строительства;

8) копию заключения о техническом состоянии законсервированного объекта — по объектам строительства после консервации.

Кроме того, предоставляются документы:

1) подтверждающие служебное положение руководителя юридического лица (протокол общего собрания учредителей, трудовой договор), а также удостоверяющие его личность (паспорт) и (или) подтверждающие полномочия представителя заинтересованного лица (доверенность), а также удостоверяющие его личность (паспорт);

2) подтверждающие государственную регистрацию юридического лица (свидетельство о государственной регистрации) — по запросу.

Отказ в выдаче разрешений

Решения об отказе в выдаче разрешений, равно как и решения об отказе в перерегистрации, внесении изменений и (или) дополнений в разрешения, продлении срока действия разрешений будут приниматься в случае, если:

— отсутствуют предусмотренные законодательством об административных процедурах основания для выдачи разрешений;

— заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;

— в заявлении для получения разрешения (внесения изменений и (или) дополнений в разрешение, продления срока действия разрешения) сведения указаны не в полном объеме либо указаны недостоверные сведения;

— отсутствуют аттестаты соответствия у заказчика, застройщика, подрядчика, осуществляющих технический надзор организации или ИП, квалификационных аттестатов у ответственных должностных лиц, когда их наличие является обязательным.

Отметим, что необходимо разграничивать основания для отказа в выдаче разрешения (основания для отказа в совершении административной процедуры) и основания для отказа в принятии заявления (например, представление требуемого комплекта документов для получения разрешения не в полном объеме (ст. 17 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур».).

Перерегистрация разрешений

Постановление № 151 в отличие от положений Инструкции № 11 предусматривает необходимость перерегистрации разрешений только в случае перехода права собственности на объект строительства (в случае продажи незавершенных законсервированных капитальных строений). Инструкция № 11 предусматривала необходимость перерегистрации разрешений также в случае изменения организационно-правовой формы заказчика, застройщика. Теперь при изменении организационно-правовой формы заказчика, застройщика достаточно внести изменения в разрешение, что сделать существенно проще.

При перерегистрации разрешения производится выдача разрешения в порядке, установленном для его получения (с предоставлением всего комплекта документов, что и при получении разрешения (решение исполкома о разрешении строительства и т.д.), но переоформленного на покупателя объекта). При этом оформляется разрешение с новой датой выдачи, номер которого сохраняется прежним. Срок для перерегистрации разрешения — не позднее месяца с даты государственной регистрации перехода права собственности на объект строительства.

Изменения и (или) дополнения в разрешения

Изменения и (или) дополнения вносятся в случаях изменения условий, при которых производилась выдача разрешения. Перечень таких условий существенно расширился и теперь включает в себя:

— передачу функций заказчика, застройщика другому юридическому лицу или ИП без перехода права собственности на объект;

— изменение организационно-правовой формы заказчика, застройщика;

— изменение наименования заказчика, застройщика;

— замену подрядчика;

— замену организаций или ИП, осуществляющих авторский надзор;

— замену организаций или ИП, осуществляющих технический надзор;

— привлечение заказчиком второго и последующего подрядчика;

— принятие решения заказчика, застройщика о продолжении строительства объекта самостоятельно без привлечения подрядчика в случае прекращения действия договора строительного подряда;

— замену ответственного производителя работ;

— замену ответственного представителя технического надзора;

— замену руководителя авторского надзора;

— существенные изменения проектных решений, при которых осуществлены повторная государственная экспертиза и (или) повторное утверждение проектной документации;

— выделение в составе проекта очередей строительства и (или) пусковых комплексов;

— приостановление строительства объекта;

— изменение данных об аттестатах соответствия и (или) квалификационных аттестатах, указанных в заявлении для получения разрешения.

Срок для обращения заказчиков, застройщиков за внесением изменений и (или) дополнений в разрешение — 10 календарных дней со дня наступления соответствующих событий. Последствием необращения за внесением изменений и (или) дополнений является приостановление действия разрешения.

Продление срока действия разрешения

До истечения срока действия разрешения существует возможность продлить срок его действия.

Для продления срока действия разрешения не позднее чем за 3 рабочих дня до окончания срока действия выданного разрешения необходимо подать:

1) заявление;

2) копию документа, подтверждающего согласование изменения (продления) сроков строительства объекта (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь);

3) копии документов, представляемых для получения разрешения, — в случаях, когда срок действия документов, ранее представленных для получения разрешения, истек.

Прекращение и приостановление действия разрешения

Постановление № 151 также разграничивает случаи и основания:

1) прекращения действия разрешения:

— признание разрешения недействительным (то есть прекращение действия с даты выдачи разрешения);

— признание разрешения утратившим силу;

2) приостановления действия разрешения.

Постановлением № 151 не изменяется перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 № 1387), а также размер целевых отчислений, производимых заказчиками, застройщиками от стоимости СМР (установлены Положением о порядке финансирования инспекций Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2013 № 704).

Последствия строительства без наличия действующего разрешения

Строительство объектов без наличия действующего разрешения является самовольным строительством (подп. 3 части первой п. 1 ст. 223 ГК) и влечет за собой по крайней мере невозможность дальнейшей приемки таких объектов в эксплуатацию без узаконивания самовольного строительства местным исполнительным и распорядительным органом.

Кроме того, за самовольное строительство предусмотрена административная ответственность по ст. 21.12 КоАП — наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — до 500 базовых величин.

982 Shape 1 copy 6Created with Avocode.