Изменения в административном законодательстве в области строительной деятельности - jvs

Изменения в административном законодательстве в области строительной деятельности

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З

На Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 14 января 2016 г. опубликован Закон Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон № 351-З). Большинство норм данного Закона посвящено вопросам административной ответственности в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Об основных положениях Закона № 351-З, которые вступят в силу с 4 апреля 2016 г., читайте в статье.

Антонов Александр

Адвокат МОКА, юридическая группа REVERA


783 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Положения Закона № 351-­З в части изменения законодательства об административных правонарушениях в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности можно систематизировать следующим образом:

1) включение в КоАП действующих норм иных законодательных актов, устанавливающих административную ответственность;

2) введение ответственности за нарушение порядка проведения торгов и переговоров.

Включение в КоАП действующих норм иных законодательных актов

В КоАП включены уже действующие нормы пп. 4–14 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26), а также п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 07.12.2012 № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности» (далее — Декрет № 9), предусматривающие административную ответственность за правонарушения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Включение в КоАП указанных норм обусловлено требованиями части второй ст. 1.1 КоАП, согласно которой последний является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь; нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в КоАП.

Соотнесение статей Указа № 26, Декрета № 9 и КоАП (в редакции Закона № 351-­З) представлено в таблице.

Отметим, что часть из приведенных в таблице норм предусматривают административную ответственность за нарушение гражданско-­правовых (договорных) обязательств в строительной сфере. Данные нормы призваны обеспечить соблюдение всеми участниками строительной деятельности принятых на себя обязательств в полном объеме и в срок, а угроза привлечения к административной ответственности недобросовестных лиц, в свою очередь, может быть использована контрагентами в качестве своеобразного способа защиты своих законных прав и интересов.

Согласно п. 2 части первой ст. 9.1 Процессуально-­исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) одним из поводов к началу административного процесса является сообщение организации. Следовательно, в целях побуждения контрагентов к выполнению принятых на себя обязательств организации могут инициировать начало административного процесса по привлечению своих должников в рамках гражданско-­правовых обязательств к административной ответственности.

Законом № 351­-З вносятся соответствующие дополнения в ПИКоАП, устанавливающие перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о вышеназванных административных правонарушениях (отличается в зависимости от конкретного состава административного правонарушения):

1) должностные лица органов Комитета государственного контроля;

2) должностные лица органов государственного строительного надзора;

3) должностные лица районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах.

Кроме того, Законом № 351­-З внесены дополнения, определяющие круг субъектов, уполномоченных рассматривать дела о вышеуказанных административных правонарушениях. К таким субъектам отнесены:

1) районный (городской) суд;

2) органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь);

3) административная комиссия (дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 21.26 КоАП).

Введение ответственности за нарушение порядка проведения торгов и переговоров

Ранее ст. 21.17 КоАП предусматривала административную ответственность за нарушение порядка проведения подрядных торгов на строительство объектов и не устанавливала ответственность за нарушение порядка проведения иных процедур закупок при строительстве (торгов, переговоров). Причина такого «избирательного подхода» законодателя заключалась в том, что данная норма КоАП была предусмотрена еще до принятия Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее — Указ № 591) и коррелировала с нормами ранее действовавшего законодательства о закупках в строительстве, в частности с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь».

Указ же № 591, в свою очередь, помимо процедуры подрядных торгов (предмет — выполнение работ) предусматривает еще две процедуры закупок:

1) торги (предмет — закупка товаров);

2) переговоры.

Статья 21.17 КоАП в редакции Закона № 351-­З предусматривает административную ответственность:

1) за непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в предусмотренных законодательными актами случаях процедур закупок при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, при стоимости строительства объектов от 6 000 до 100 000 базовых величин, в том числе при размещении заказов, необходимых для строительства таких объектов. Данное нарушение влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 20 базовых величин, а на юридическое лицо — от 100 до 500 базовых величин;

2) те же деяния при стоимости строительства объектов 100 000 базовых величин и более, в том числе при осуществлении строительства за счет иных источников, за исключением строительства объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов. Они влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 30 базовых величин, а на юридическое лицо — от 500 до 1000 базовых величин.

3) дачу должностным лицом поручения на оплату бюджетных обязательств при строительстве объектов за счет бюджетных средств без проведения процедур закупок в случаях, установленных законодательными актами. Штраф за это нарушение составляет от 10 до 30 базовых величин.

Таким образом, ответственность за непроведение или несоблюдение порядка проведения процедуры переговоров предусмотрена только при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных средств; ответственность за непроведение или несоблюдение порядка проведения процедуры переговоров при осуществлении строительства за счет иных средств не предусмотрена. Ответственность за непроведение или несоблюдение порядка проведения подрядных торгов предусмотрена как при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, так и при строительстве объектов за счет иных средств.

783 Shape 1 copy 6Created with Avocode.