Вы на портале

Налоговые изменения в 2016 году

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З

Ежегодно налоговое законодательство Республики Беларусь претерпевает изменения. Не стал исключением и наступивший год, однако, несмотря на большое количество изменений, текущие новации нельзя назвать кардинальными.

С изменениями и дополнениями, внесенными в Налоговый кодекс (далее — НК), большинство плательщиков уже наверняка успели ознакомиться. Безусловно, каждый оценивает новации с учетом своего направления деятельности и отраслевой принадлежности. В этой связи полагаем целесообразным напомнить о нововведениях, которые в той или иной степени затрагивают строительную сферу.

Косов Андрей
Косов Андрей

Юрист

2524 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Закон Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее — Закон) вступил в силу с 1 января 2016 г. Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь опубликован ряд материалов с комментарием основных изменений в НК и применения налоговых льгот (письмо от 11.01.2016 № 2-2-11/83).

Налог на добавленную стоимость

С 2016 г. введена льгота в виде освобождения от налога на добавленную стоимость операций по передаче жилья (квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов) физическим лицам на основании договоров лизинга, предусматривающих возврат предмета лизинга (подп. 1.52 п. 1 ст. 94 НК). Напомним, что с изданием Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» появилась возможность передать предметы лизинга физическим лицам, однако одним из сдерживающих факторов было взимание НДС.

Изменен порядок признания дня оказания инжиниринговых услуг. Так, если ранее днем оказания данных услуг признавался последний день месяца оказания услуг, а в случае неподписания заказчиком актов оказанных услуг за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, — день подписания заказчиком актов оказанных услуг, то с 1 января 2016 г. признание дня оказания инжиниринговых услуг осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии с положениями п. 1 ст. 100 НК.

Установлено, что суммы НДС, приходящиеся на затраты, понесенные плательщиком до начала строительства создаваемых объектов основных средств, и являющиеся вложениями в долгосрочные активы плательщика, могут приниматься к вычету в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным основным средствам, с даты начала строительства (абзац третий п. 4 ст. 107 НК).

Налог на недвижимость

До 1 января 2016 г. в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК освобождались от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части социально-культурного назначения.

С 1 января 2016 г. освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части:

— государственного жилищного фонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности (за исключением находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций одноквартирных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, не используемых для проживания физическими лицами);

— классифицируемые в соответствии с законодательством как здания для целей определения нормативных сроков службы основных средств и используемые в сферах образования и здравоохранения (см. постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161);

— включенные в реестр физкультурно-спортивных сооружений (см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 55);

— организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

Отменена льгота, предусматривающая освобождение от налога на недвижимость по капитальным строениям (зданиям, сооружениям) придорожного сервиса.

Введено ограничение льготы по налогу на недвижимость, предусматривающей освобождение впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений) организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию (подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК). Данная льгота не будет применяться по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), по которым были превышены установленные в проектной документации сроки их строительства.

Таким образом, ограничение льготы связано именно с фактом превышения сроков строительства льготируемого объекта, установленных в проектной документации, а не с фактом уплаты налога на недвижимость по такому объекту как по объекту сверхнормативного незавершенного строительства.

В этой связи налог на недвижимость следует уплачивать (по результатам разъяснений Министерства по налогам и сборам) в общеустановленном порядке, в том числе и в случаях, когда:

— сроки строительства, установленные проектной документацией, были превышены в период до 1 января 2016 г.;

— начало использования льготы, предусмотренной подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК, в отношении объекта, по которому превышен срок строительства, установленный в проектной документации, приходится на II, III или IV квартал 2015 г., а окончание годичного срока — на 2016 г.;

— срок строительства объекта, установленный проектной документацией, был превышен, однако обязанность уплачивать налог на недвижимость по ставке 2 % как по объекту сверхнормативного незавершенного строительства не наступила (например, если дата нарушения сроков по проектной документации и дата приемки объекта в эксплуатацию приходятся на один и тот же квартал).

Вместе с тем если организацией-застройщиком организации-дольщику был передан объект или его часть, при строительстве которого были превышены сроки строительства, установленные в проектной документации, то, учитывая, что в рассматриваемой ситуации при превышении сроков строительства объект сверхнормативного незавершенного строительства возник у застройщика, а не у дольщика, дольщик вправе применить льготу, предусмотренную подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК.

Пунктом 7 ст. 186 НК установлен запрет на применение льгот, предусмотренных п. 1 данной статьи, в отношении неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, включенных в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждаемый областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь. По таким объектам с 1 января 2016 г. областные (Минский городской) Советы депутатов вправе увеличивать ставки налога на недвижимость до 10 раз.

Статья 190 НК дополнена указанием на то, что не включаются в затраты, учитываемые при налогообложении, суммы налога на недвижимость, исчисленные по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

Земельный налог

С 1 января 2016 г. в отношении земельных участков, занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, в том числе на части таких земельных участков, установлен запрет на применение льгот, предусмотренных п. 1 ст. 194 НК.

Областные (Минский городской) Советы депутатов вправе увеличивать (но не более чем в 10 раз) ставки земельного налога на земельные участки (части земельного участка), занятые указанными выше объектами.

Упрощенная система налогообложения

В соответствии с абзацем четвертым части шестой п. 2 ст. 288 НК до 2016 г. в валовую выручку генподрядчиков, применяющих УСН, включались:

• суммы, полученные за выполнение работ собственными силами;

• превышение суммы, полученной за выполнение проектных и строительных работ, над суммой, уплаченной субподрядчику за выполнение указанных работ, и суммой, полученной за их выполнение собственными силами.

Согласно новой редакции данной нормы при выполнении проектных и строительных работ в валовую выручку будут включаться:

• стоимость проектных и строительных работ, в том числе выполненных третьими лицами;

• суммы, полученные (причитающиеся) в связи с расходами, связанными с выполнением указанных работ (в том числе с расходами, обусловленными проведением государственной экспертизы проектной документации), и не включенные в стоимость таких работ.

Поскольку указание на субъекта, применяющего норму, не детализировано, данная норма будет применяться как к подрядчикам, так и к субподрядчикам.

2524 Shape 1 copy 6Created with Avocode.