Порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены: возможны изменения

Комментарий к проекту постановления Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553»

Одним из основных документов, регулирующих строительную деятельность, является Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь». Для реализации данного Указа потребовалось принять ряд подзаконных актов, в том числе постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361» (далее — постановление № 1553), которым определен порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены. За прошедшие с момента принятия этого постановления годы в практике применения неизменных цен в строительстве накопилось много проблем. Для решения некоторых из них Министерство архитектуры и строительства разработало проект нормативного правового акта, вынесенного на общественное обсуждение. В предлагаемой вашему вниманию статье рассматриваются содержащиеся в проекте изменения, представляющие интерес для практического применения.


Вашкевич Игорь

начальник юридического отдела КУП «Управление дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома»

4858 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Постановлением № 1553 определяется порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов. На сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь опубликован проект постановления Совета Министров, которым предполагается внесение ряда существенных изменений в постановление № 1553 (далее — проект постановления), а также обоснование необходимости принятия данного нормативного акта (далее — обоснование проекта). Рассмотрим основные положения предложенных проектов.

Формирование цены подрядчика

В обосновании проекта подчеркивается, что практика строительства объектов с применением неизменных договорных (контрактных) цен на этапе формирования цены предложения показывает, что подрядчику нереально определить точную стоимость материалов, изделий и конструкций, в том числе материалов индивидуального изготовления и импортных материалов, особенно при длительном периоде строительства объекта. В связи с этим в процессе строительства объекта цены на материалы, изделия и конструкции могут измениться как в большую, так и в меньшую сторону по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене, в том числе и в сметной документации. При этом такие изменения могут быть весьма и весьма значительными.

Аналогичные проблемы возникают при формировании неизменной договорной цены при параллельном проектировании и строительстве объектов.

Справочно: Согласно подп. 1.9 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» выделение в проектной документации этапов работ с выполнением проектных работ на следующий этап при одновременном выполнении работ по строительству объекта на текущем этапе (параллельное проектирование и строительство объекта) не допускается, за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь.

В качестве решения данных проблем предлагается разрешить формировать приблизительную цену. Для этого п. 8 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением № 1553 (далее — Положение о формировании цены), планируется дополнить ч. 2 и 3, согласно которым при выборе подрядчика на основании проектной, в том числе сметной, документации на строительство объектов, разработанной на стадии архитектурного проекта (при разработке проектной документации в две стадии), или на реконструкцию, ремонт, реставрацию объектов, а также при параллельном проектировании и строительстве объектов договорная (контрактная) цена может быть приблизительной. Порядок расчетов за выполненные работы и корректировки договорной (контрактной) цены определяется договором строительного подряда.

Если по объективным причинам существенно превышается договорная (контрактная) цена, определенная приблизительно, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика.

Законодатель не уточняет признак «существенности» при повышении цены, что может вызвать проблемы при применении данной нормы в случае ее принятия.

Определение терминов

В проекте постановления вводятся определения двух терминов: «вид работ» и «дополнительные работы». Оба термина используются в действующей редакции постановления № 1553 без их определения, что служит предпосылкой для различных толкований, отражающих индивидуальную позицию заинтересованных лиц.

В проекте постановления «вид работ» определен как один простой или комплексный технологический процесс, в результате выполнения которого создаются полностью или частично строительные конструкции, узлы, системы, устройства и другие элементы объекта строительства.

В обосновании проекта авторы отмечают, что практика выполнения подрядных работ на объектах реконструкции, ремонта, реставрации, при параллельном проектировании и строительстве объектов показывает, что в процессе строительства возникает необходимость в выполнении дополнительных объемов работ либо иных работ, которые не учтены в проектной, в том числе сметной, документации и в неизменной договорной (контрактной) цене. Объем дополнительных работ составляет до 100 % объемов работ, предусмотренных утвержденной проектной документацией.

Отметим, что существенный объем дополнительных работ имеет место не только при параллельном проектировании, но и в случаях, когда проектно-сметная документация была разработана в полном объеме, включающей стадию разработки «строительного проекта» и сводного сметного расчета.  

В недавно принятом постановлении Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.07.2018 № 29 «Об утверждении Инструкции о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ» (далее — постановление № 29) указывается, что к дополнительным работам, приемка которых осуществляется с оформлением акта формы С-2а, относятся работы, не предусмотренные проектной документацией на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе строительства и оплата которых осуществляется заказчиком за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты. При этом отмечается, что недостатки в сметной документации, выявленные в процессе строительства объекта, к дополнительным работам не относятся.

В предлагаемом проекте постановления содержание понятия «дополнительные работы» претерпевает существенные изменения. Под «дополнительными работами» понимаются работы, требующие дополнительных расходов для подрядчика, включая работы, связанные с устранением дефектов (ошибок) в проектной, в том числе сметной, документации, обнаруженных в ходе исполнения договора строительного подряда, стоимость которых определяется проектными организациями — разработчиками проектной документации, путем составления локальных смет на основании актов, оформленных заказчиком и проектной организацией с участием подрядчика.

Согласно ст. 71 действующего в настоящее время Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой. Аналогичная норма закреплена в ст. 70 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах», вступающего в силу с 01.02.2019.

Таким образом, в случае принятия проекта постановления приоритет будет иметь данное в нем определение дополнительных работ, как в акте более высокой юридической силы.

Обратим внимание, что исключение в постановлении № 29 из понятия дополнительных работ недостатков в сметной документации, выявленных в процессе строительства объекта, препятствует подрядчику в полной мере использовать во взаимоотношениях с заказчиком положения п. 5 ст. 698 ГК, в соответствии с которым при согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.

Опираясь на понятие дополнительных работ, содержащееся в проекте постановления, подрядчик при наличии недостатков в сметной документации сможет отказаться от выполнения работ, сметная документация на которые разработана с ошибками. В итоге заказчик будет вынужден искать иную подрядную организацию, которой может быть поручено выполнение (разумеется, за плату) соответствующих дополнительных работ, либо согласиться с требованиями подрядчика оплатить данные работы в рамках действующего договора строительного подряда с внесением соответствующих изменений как в проектную документацию, так и в заключенный договор.

Корректировка неизменной цены

В проекте постановления предлагается унифицировать перечни случаев корректировки неизменной цены.

В настоящее время в п. 10 Положения о формировании цены содержатся два перечня случаев корректировки неизменной цены:

1) в случае финансирования строительства объектов полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой (далее — бюджетное финансирование);

2) в случае финансирования строительства объектов за счет средств, не относящихся к бюджетному финансированию.

В проекте постановления предлагается применять один перечень случаев корректировки неизменной цены, независимо от источников финансирования строительства.

При этом перечень таких случаев расширяется. Основанием для корректировки неизменной контрактной цены будет являться не только нарушение заказчиком сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причинам несвоевременного финансирования строительства заказчиком, но и нарушение заказчиком установленных договором сроков передачи проектной документации, несвоевременная передача подрядчику строительной площадки (фронта работ), поставка материальных ресурсов, приостановление строительства объекта (выполнения строительных работ) по обстоятельствам, не зависящим от сторон, и другим причинам, предусмотренным договором строительного подряда в соответствии с законодательством.

Экономия подрядчика

В проекте постановления предлагается расширить перечень оснований для отнесения положительной разницы между неизменной ценой и фактической стоимостью выполненных работ к экономии подрядчика.

Справочно.
Согласно действующей редакции п. 11 Положения о формировании цены экономия подрядчика в виде положительной разницы между неизменной ценой и фактической стоимостью подрядных работ может быть получена в результате:
— изменения способов производства работ, использования в процессе строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) иных строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций по сравнению с предусмотренными проектной, в том числе сметной, документацией (при условии соблюдения проектных характеристик по потребительским, прочностным и эксплуатационным качествам и требований по надежности и безопасности, установленных техническими нормативными правовыми актами);
— снижения в процессе строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций, иных расходов подрядчика по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой (в случае, если иное не предусмотрено в договоре строительного подряда согласно абз. 4 ч. 1 п. 10 настоящего Положения);
— снижения стоимости работ, выполненных субподрядными организациями, по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой;
— завершения строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) в срок, меньший нормативного срока строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ);
— принятия подрядчиком иных мер.

В проекте постановления предлагается отнести к экономии подрядчика не только изменение способов производства работ, но также и изменение методов и средств выполнения технологических процессов при строительстве объекта.

По нашему мнению, в связи с отсутствием нормативного определения терминов «метод выполнения технологического процесса» и «средство выполнения технологического процесса» применение новой нормы в случае принятия проекта постановления вызовет затруднения.

4858 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме