Получение земельного участка для строительства
Получение земельного участка – необходимое условие для строительства любых объектов недвижимости.
Рассмотрим основания и порядок предоставления земельных участков коммерческим организациям.
Получение земельного участка – необходимое условие для строительства любых объектов недвижимости.
Рассмотрим основания и порядок предоставления земельных участков коммерческим организациям.
GRATA International – глобальная сеть независимых юридических фирм, объединенных единым брендом и являющихся лидерами в своей юрисдикции. 250 специалистов в 19 странах мира консультируют как крупные международные, так и местные фирмы. Наши юристы, обладая глубокими знаниями теории, ориентированы на решение практических задач вашего бизнеса.
Вещные права, на которых обычно предоставляются участки коммерческим организациям в этих целях, – постоянное, временное пользование, аренда.
Юридическим лица земельные участки предоставляются для следующих целей:
1. В постоянное пользование:
– для строительства многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности согласно критериям, определенным законодательными актами), обслуживания многоквартирных жилых домов, строительства и (или) обслуживания общежитий, гаражей и автомобильных стоянок;
– для реконструкции существующих капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений в строениях, если требуется изменение целевого назначения и (или) размера уже предоставленного участка на праве постоянного пользования;
– для строительства и (или) обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и объектов придорожного сервиса, за исключением случаев строительства объектов придорожного сервиса в пригородных зонах г. Минска и областных центров;
– для строительства и (или) обслуживания жилых домов, обслуживания квартир в блокированных жилых домах для работников организаций, работников организаций социально-культурной сферы, а также размещения агроэкотуристов (сельхозорганизациям).
2. Во временное пользование – для строительства объектов, необходимых для переработки полезных ископаемых.
3. В аренду земельный участок предоставляется на любые цели. Срок аренды определяется договором. Если участок находится в госсобственности – срок должен быть не менее нормативного срока строительства. Предоставление земельного участка на более короткий срок может осуществляться только с согласия арендатора. В целом срок аренды не должен превышать 99 лет.
Индивидуальным предпринимателям земельные участки для осуществления на них строительства предоставляются только на праве аренды.
1. Кодекс Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс о земле).
2. Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ № 667).
3. Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10).
4. Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 (далее – Общее положение № 667).
5. Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 (далее – Положение № 667).
Важно! Положение № 667 регулирует порядок предоставления земельных участков в Минске и областных центрах при отсутствии градостроительных проектов детального планирования указанных городов или архитектурных проектов застройки их территорий, если не требуется проведение аукциона:
– на право заключения договора аренды земельного участка;
– по продаже земельных участков в частную собственность.
Порядок изъятия и предоставления земельных участков для проведения аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) при принятии решения о его проведении Минским городским исполнительным комитетом, городским исполнительным комитетом областного центра, районным, городским (городов областного, районного подчинения) исполнительными комитетами.
6. Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10).
7. Положение о порядке организации и проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 (далее – Положение 1).
8. Положение о порядке организации и проведения аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 (далее – Положение 2).
Для получения земельного участка с целью осуществления строительства нужно выполнить ряд действий, необходимых для принятия компетентным органом решения о предоставлении земельного участка. Законодательство предусматривает особый порядок предоставления участка для строительства при различных условиях. Так, существует несколько условий предоставления:
Пункт 6 Указа № 667 устанавливает, что участки предоставляются по результатам:
– аукционов на право заключения договоров аренды;
– аукционов на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений). Проводятся в случае принятия решений об их проведении Мингорисполкомом, горисполкомом областного центра, районным, городским (городов областного, районного подчинения) исполкомами и только при нахождении на участках, предполагаемых к предоставлению в аренду победителям аукционов, капитальных строений, которые подлежат сносу (п. 8 Положения № 667);
– аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 Указа № 667.
1. Аукционы на право заключения договоров аренды.
Аукционы на право заключения договоров аренды проводятся в соответствии с Положением 1.
Формирование и государственная регистрация создания земельного участка осуществляются организацией по землеустройству.
Решение исполкома о предоставлении победителю аукциона земельного участка принимается на основании утвержденного протокола о результатах аукциона.
Договор аренды земельного участка исполком заключает с победителем аукциона после:
– внесения платы за предмет аукциона (части платы – в случае предоставления рассрочки ее внесения);
– возмещения затрат на организацию и проведение аукциона, в том числе расходов на изготовление и предоставление участникам аукциона документации, необходимой для его проведения;
– выполнения условий, предусмотренных в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона, на основании которого осуществлена государственная регистрация сформированного земельного участка.
2. Аукционы на право проектирования и строительства.
Аукционы с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений проводятся в соответствии с Положением 2.
Решение исполкома о проведении аукциона на право проектирования и строительства принимается на основании градостроительного паспорта земельного участка.
Подготовка земельно-кадастровой документации и оформление материалов предварительного согласования места размещения земельного участка для проведения аукциона осуществляются организацией по землеустройству, а архитектурно-планировочного задания и технических условий (по перечню, установленному исполкомом) на инженерно-техническое обеспечение объекта - комитетом (управлением, отделом) архитектуры и градостроительства исполкома или унитарным предприятием на основании договора подряда, заключаемого с исполкомом, заинтересованным в проведении аукциона, или с государственной организацией, уполномоченной исполкомом на заключение такого договора, за счет средств местного бюджета.
В результате аукциона земельные участки предоставляются в аренду индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам либо в частную собственность негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь.
С победителем аукциона, либо с единственным подавшим заявление на участие в таком аукционе юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, либо с единственным явившимся на аукцион юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем заключается договор на реализацию права проектирования и строительства капитальных строений (после внесения платы за право заключения договора аренды в размере начальной цены предмета аукциона, определенной на основании кадастровой стоимости, увеличенной на 5 %).
Государственная регистрация земельного участка, договора аренды, прав на земельный участок осуществляется победителем аукциона.
3. Предоставление земельного участка при признании аукциона несостоявшимся, нерезультативным или аннулированным.
Как указано в Положении 1 (п. 33) и в Положении 2 (п. 28), аукцион признается несостоявшимся, если:
– заявление на участие в нем подано только одним участником;
– для участия в аукционе не было подано ни одного заявления;
– на аукцион явился один из участников;
– ни один из участников не явился на аукцион.
Аукцион признается нерезультативным, если:
– ни один из участников аукциона после трехкратного объявления первой объявленной цены не поднял аукционный номер;
– ни один из участников аукциона не предложил свою цену.
Результаты аукциона аннулируются, если:
– победитель аукциона в установленный срок не внес плату за предмет аукциона (часть платы – в случае предоставления рассрочки);
– не возместил затраты на организацию и проведение аукциона;
– не выполнил условия, предусмотренные в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона и предоставлении победителю аукциона либо единственному участнику несостоявшегося аукциона, которые подлежат выполнению до обращения за государственной регистрацией в отношении земельного участка, а также иные условия участия в аукционе;
– не подписал договор аренды земельного участка (внесенный задаток возврату не подлежит).
Если аукцион на право заключения договоров аренды признан несостоявшимся из-за того, что заявление на участие в нем подано только одним лицом либо для участия явилось только одно лицо, земельный участок предоставляется этому лицу при его согласии с внесением платы за предмет аукциона. Сведения о данном лице отражаются в протоколе.
Плата вносится указанным лицом в размере начальной цены предмета аукциона, увеличенной на 5 %. При этом данному лицу выдается копия протокола о признании аукциона несостоявшимся в день признания аукциона таковым.
В течение 10 рабочих дней после признания аукциона несостоявшимся лицо обязано:
– внести плату за предмет аукциона (часть платы – в случае предоставления рассрочки ее внесения);
– возместить затраты на организацию и проведение аукциона, в том числе расходы, связанные с изготовлением и предоставлением документации, необходимой для его проведения;
– выполнить условия, предусмотренные в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона и предоставлении победителю аукциона либо единственному участнику несостоявшегося аукциона (далее – решение), которые подлежат выполнению до обращения за государственной регистрацией в отношении земельного участка.
После совершения лицом названных действий (но не позднее двух рабочих дней) исполком на основании решения и протокола о признании аукциона несостоявшимся заключает с ним договор аренды земельного участка, передает ему выписку из решения, а также один экземпляр протокола о признании аукциона несостоявшимся. Второй экземпляр протокола о признании аукциона несостоявшимся приобщается к материалам землеустроительного дела об изъятии земельного участка для проведения аукциона и предоставлении победителю аукциона либо единственному участнику несостоявшегося аукциона (сумма внесенного задатка засчитывается при оплате им стоимости предмета аукциона).
При аукционе с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений также единственный участник подписывает акт выбора места размещения земельного участка, являвшегося предметом аукциона, с внесением платы за предмет аукциона в размере начальной цены предмета аукциона, увеличенной на 5 %.
Акт выбора места размещения не позднее 10 рабочих дней со дня подписания протокола о признании аукциона несостоявшимся утверждается председателем исполкома.
В течение 10 рабочих дней со дня проведения аукциона единственное подавшее заявление на участие в аукционе лицо обязано:
– внести плату за предмет аукциона (часть платы – в случае предоставления рассрочки);
– возместить затраты на организацию и проведение аукциона, в том числе расходы, связанные с изготовлением и предоставлением документации, необходимой для его проведения;
– выполнить условия, предусмотренные в решении об изъятии и предоставлении участка, которые подлежат выполнению до обращения за государственной регистрацией в отношении участка.
Далее, после совершения лицом названных действий (не позднее двух рабочих дней), исполком заключает с ним договор на реализацию права проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и передает ему выписку из решения об изъятии и предоставлении участка (при предоставлении участка в собственность по итогам аукциона) или заключает договор аренды земельного участка.
По факту признания аукциона несостоявшимся, нерезультативным или аннулированным организатор аукциона по согласованию с исполкомом вправе объявить о повторном проведении аукциона.
Исполкомом также может быть рассмотрен вопрос о предоставлении земельного участка без проведения аукциона (п. 35 Положения 1, п. 30 Положения 2).
Без аукциона земельные участки предоставляются:
1) юридическим лицам, ИП – для строительства и (или) обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов придорожного сервиса (то есть сооружений и инженерных сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и канализации, связи, теле- и радиофикации, а также автомобильных дорог, улиц, маршрутов общественного транспорта и иных коммуникаций), за исключением случаев строительства объектов придорожного сервиса в пригородных зонах г. Минска и областных центров (подп. 7.6 п. 7 Указа № 667);
2) юридическим лицам, ИП – для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, предназначенных:
– для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), за исключением строительства и обслуживания таких объектов в границах городов Барановичи, Бобруйска, Борисова, Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Жлобина, Жодино, Лиды, Минска, Могилева, Мозыря, Молодечно, Новополоцка, Орши, Пинска, Полоцка, Речицы, Светлогорска, Слуцка, Солигорска;
– строительства автозаправочных станций;
– строительства торговых объектов (кроме фирменных магазинов, владельцами которых являются производители товаров).
Справочно.
С учетом интересов государства, местных условий и экономической эффективности облисполкомы вправе определять населенные пункты (части их территорий), иные территории, в пределах которых участки предоставляются для указанной цели только по результатам аукционов (подп. 7.15 п. 7 Указа № 667).
3) юридическим лицам:
– для строительства многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности);
– обслуживания многоквартирных жилых домов, строительства и (или) обслуживания общежитий, гаражей и автомобильных стоянок (подп. 7.26 п. 7 Указ № 667);
Справочно: В г. Минске и областных центрах земельные участки для строительства многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности) предоставляются коммунальным унитарным предприятиям по капитальному строительству, их дочерним унитарным предприятиям, организациям крупнопанельного домостроения, лицам, указанным в подп. 7.18, 7.20, 7.23 и 7.25 п. 7 Указа № 667, а также юридическим лицам – победителям конкурса по выбору заказчика (застройщика), порядок проведения которого устанавливается Совмином.
4) победителям аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (подп. 7.25 п. 7 Указа № 667);
5) резидентам свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков – для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах, парках (подп. 7.14 п. 7 Указа № 667);
6) инвестору (организации, реализующей инвестиционный проект) – для строительства объектов, предусмотренных инвестиционными договорами с Беларусью, в период действия таких договоров.
Справочно: В некоторых случаях при расторжении инвестиционного договора участок может быть предоставлен для завершения строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, без проведения аукционов (подп. 7.20 п. 7 Указа № 667).
7) коммунальным унитарным предприятиям по капитальному строительству, их дочерним унитарным предприятиям, иным государственным организациям или организациям с долей государства в уставном фонде более 50 % – при замене застройщика при неисполнении (нарушении) им обязательств по созданию объекта строительства (подп. 7.23 п. 7 Указа № 667).
Здесь под застройщиком понимается юридическое лицо, привлекающее денежные средства дольщиков для строительства собственными силами и (или) с привлечением третьих лиц объектов долевого строительства путем заключения договоров создания объектов долевого строительства;
8) юридическим лицам, ИП – для размещения объекта недвижимого имущества на территории Беларуси, если строительство такого объекта (категории объектов) и юридические лица (их отдельные категории, а в случае размещения автозаправочных станций – юрлица системы нефтепродуктообеспечения Беларуси), ИП определены решением Президента либо программой, утвержденной Президентом или Советом Министров Беларуси (подп. 7.18 п. 7 Указа № 667);
9) юридическим лицам, ИП – при предоставлении другого земельного участка взамен изымаемого (в том числе взамен земельного участка, в отношении которого принято решение о предстоящем изъятии для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества, за исключением случаев, установленных законодательными актами) (подп. 7.10 п. 7 Указа № 667);
10) при необходимости занятия дополнительного земельного участка, если при проведении реконструкции существующего объекта без изменения его функционального назначения либо в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта требуется земельный участок большего размера (подп. 7.16 п. 7 Указа № 667);
11) при приобретении незавершенных незаконсервированных капитальных строений (кроме незавершенных жилых домов и жилых помещений), решение об отчуждении которых принято Президентом (подп. 7.17 п. 7 Указа № 667);
12) при оформлении правоудостоверяющих документов на приобретенные в установленном законодательством порядке земельные участки, в том числе земельные участки, владение которыми осуществляется в течение длительного времени, земельные участки, предоставляемые в связи с принятием в отношении самовольной постройки решения о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке (подп. 7.13 п. 7 Указа № 667);
13) организациям, входящим в состав Белорусского республиканского союза потребительских обществ, – для строительства и обслуживания торговых объектов, объектов общественного питания (подп. 7.24 п. 7 Указа № 667).
Для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, после заключения инвестиционного договора между инвестором и Республикой Беларусь и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь предусмотрен несколько иной порядок предоставления земельных участков инвесторам и (или) организациям, в установленном порядке созданным в Беларуси этими инвесторами либо с их участием.
Согласно п. 12-3 Указа № 667 заключение инвесторами инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, предусматривающих предоставление земельных участков для строительства объектов, допускается по истечении 30 дней со дня включения соответствующего участка в перечень участков, предназначенных для последующего предоставления инвесторам и (или) организациям, реализующим инвестиционные проекты, для строительства объектов, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами (далее – перечень участков).
В случае, если в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта, предусмотренного инвестиционным договором, требуется земельный участок большего размера и размер дополнительного участка не превышает 10 % размера участка, включенного в перечень участков, внесение соответствующих изменений в инвестиционный договор осуществляется после корректировки градостроительного паспорта на земельный участок без включения дополнительного участка в перечень участков.
В соответствии с Декретом № 10 инвестор имеет право на предоставление земельного участка, включенного в перечень участков для реализации инвестиционных проектов, без проведения:
– аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
– аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений);
– аукциона по продаже земельных участков в частную собственность.
В силу абз. 13 ч. 3 ст. 31-1 Кодекса о земле плата за право заключения договора аренды не вносится.
Оформление необходимых документов по отводу земельного участка осуществляется одновременно с выполнением работ по строительству при наличии акта выбора места размещения земельного участка (если при изъятии и предоставлении участка проводится предварительное согласование места его размещения) и утвержденной проектной документации на объект строительства (на отдельные очереди строительства).
Дальнейшие действия по получению земельного участка осуществляются в общем порядке.
В заявлении указываются:
– цель, для которой испрашивается участок, намечаемое место размещения и его примерная площадь;
– характеристика объекта, строительство которого предусматривается на испрашиваемом участке, включающая функциональное назначение объекта строительства (его частей), его ориентировочные размеры и этажность;
– вещное право на земельный участок;
– объем планируемых инвестиций и источники финансирования строительства объекта;
– банковские реквизиты заинтересованного лица;
– копия фрагмента плана (карты) города с нанесенным на нем местом размещения земельного участка (прилагается к заявлению, если испрашивается конкретный земельный участок).
В течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления исполком:
1) проводит проверку на наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, обусловленных градостроительными регламентами, природоохранными, санитарными, противопожарными и другими требованиями;
2) поручает комитету (управлению, отделу) архитектуры и градостроительства обеспечить подготовку архитектурно-планировочного задания и технических условий (по перечню, установленному Минским горисполкомом, горисполкомом областного центра) на инженерно-техническое обеспечение объекта;
3) поручает организации по землеустройству обеспечить подготовку земельно-кадастровой документации, необходимой для работы комиссии по выбору места размещения земельного участка.
Данный этап пропускается и можно переходить к этапу 7, когда проводилось предварительное согласование места размещения земельного участка.
Подготовка архитектурно-планировочного задания и технических условий, также земельно-кадастровой документации по выбору места размещения земельного участка осуществляется организацией по землеустройству, комитетом (управлением, отделом) архитектуры и градостроительства на основании договора подряда.
Проекты договоров направляются заинтересованному в предоставлении участка лицу в течение 3 рабочих дней со дня получения поручения от исполкома.
Земельно-кадастровая документация, подготавливаемая организацией по землеустройству, включает:
– копию земельно-кадастрового плана (части плана) с нанесенными границами земельного участка;
– перечень землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов, на землях которых предполагается строительство объекта, с указанием площади земельных участков, находящихся в их пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности, аренде, и видов земель;
– перечень находящихся на земельном участке объектов, подлежащих сносу, прав, ограничений (обременений) прав на них;
– ориентировочный расчет убытков, причиняемых изъятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости (далее – убытки), и потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанных с изъятием земельных участков, условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы;
– сведения о кадастровой стоимости земельного участка (в случае, если земельный участок предполагается предоставить в частную собственность или в аренду с внесением платы за право заключения договора аренды земельного участка);
– акт технического обследования земельного участка, испрашиваемого к отводу из состава земель лесного фонда, при размещении объекта строительства на землях этой категории;
– проект акта выбора места размещения земельного участка;
– заключение администрации района в городе о возможности размещения объекта строительства, выдаваемое в течение 5 рабочих дней со дня поступления материалов из организации по землеустройству;
– заключения заинтересованных госорганов (Минкультуры, Минобороны и т.д., в зависимости от вида объекта строительства).
Справочно.
Технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта, заключение администрации района в городе, разрешения заинтересованных госорганов лицо вправе получать самостоятельно, предусмотрев такое условие в договорах подряда.
Организация по землеустройству прекращает подготовку земельно-кадастровой документации (договор подряда на подготовку земельно-кадастровой документации расторгается) и в течение 3 рабочих дней информирует об этом соответствующий исполком в случае, если в ходе ее подготовки выявлены обстоятельства, свидетельствующие:
– об указании (представлении) недостоверных сведений (материалов) при подаче заявления;
– о невозможности соблюдения для заявленных целей требований законодательства об охране и использовании земель, об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил (исполком в этом случае обязан предложить без проведения аукциона другие земельные участки для реализации заявленных целей).
Справочно.
В случае, если испрашивался конкретный земельный участок, нужно оплатить фактически выполненные организацией по землеустройству работы по подготовке земельно-кадастровой документации.
Комиссия рассматривает пакет документов не позднее 10 рабочих дней со дня их получения. Лицо, заинтересованное в предоставлении участка, уведомляется о месте и времени заседания комиссии и может принимать в нем участие.
Решение комиссии о выборе места размещения земельного участка оформляется актом выбора места размещения земельного участка в 4 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии, ее председателем и лицом, заинтересованным в предоставлении участка в день выбора места размещения этого участка, и в 5-дневный срок утверждается председателем исполкома.
В акте выбора места размещения земельного участка указываются:
– условия предоставления земельного участка;
– состав и качество земель;
– условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы;
– право вырубки древесно-кустарниковой растительности и использования получаемой древесины;
– ориентировочные размеры убытков и потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства;
– необходимость проведения почвенных и агрохимических обследований для определения фактического размера потерь сельскохозяйственного производства;
– срок подготовки проектной документации на строительство объекта с учетом ее государственной экспертизы;
– срок предоставления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, который не может превысить одного года со дня утверждения акта выбора места размещения земельного участка, условия проведения общественного обсуждения размещения объекта строительства (при необходимости его проведения).
К акту выбора места размещения земельного участка прилагаются:
– архитектурно-планировочное задание;
– технические условия (по перечню, установленному местным исполнительным комитетом) на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства;
– заключение администрации района в городе о возможности размещения объекта строительства, выдаваемое в течение 5 рабочих дней со дня поступления материалов из организации по землеустройству.
Справочно.
При принятии решения о предоставлении участка исполком не вправе изменить отраженные в утвержденном акте выбора сведения (условия), за исключением вида права на земельный участок, который определяется на момент принятия решения, а также отказать в принятии данного решения на основании таких сведений (условий).
После утверждения акта выбора места размещения земельного участка и до принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка местный исполком не имеет права предоставить либо согласовать предоставление земельного участка (его части) другому лицу.
Отказ в утверждении акта выбора места размещения земельного участка может быть обжалован в исполком либо в экономический суд.
Комиссия в течение 3 рабочих дней после утверждения акта выбора места размещения земельного участка направляет экземпляр акта выбора участка заинтересованному лицу.
Заинтересованное лицо заключает с проектной организацией договор на разработку проектной документации с выделением при необходимости этапов строительства объекта.
Решение о выделении этапов строительства в проектной документации на строительство объекта (в том числе этап подготовительных работ, необходимый для начала освоения земельного участка) принимается заинтересованным лицом по собственному усмотрению, а также в случае, если завершение подготовки в полном объеме проектной документации на строительство объекта с учетом ее государственной экспертизы не может быть осуществлено до принятия исполкомом решения об изъятии и предоставлении земельного участка и разрешении строительства объекта.
В случае, если планируется строительство инженерных сетей на испрашиваемом земельном участке, генеральный план объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями согласовывается проектной организацией с заинтересованным лицом и направляется комитету (управлению, отделу) архитектуры и градостроительства местного исполкома.
Комитет согласовывает (при отсутствии оснований для его дополнительной доработки) генеральный план объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями в течение 3 рабочих дней со дня его получения.
Согласованный комитетом (управлением, отделом) архитектуры и градостроительства местного исполкома генеральный план объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями направляется проектной организацией в течение 3 рабочих дней в организацию по землеустройству для использования при разработке проекта отвода земельного участка с установлением его границы на местности или заинтересованному лицу для представления в организацию по землеустройству.
Проектные работы должны быть завершены к срокам, указанным в акте выбора места размещения земельного участка.
Лицо обращается в организацию по землеустройству после проведения проектно-изыскательских работ, согласования в установленном порядке с территориальным органом архитектуры и строительства генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями.
Организация по землеустройству в течение 3 рабочих дней со дня получения акта выбора места размещения земельного участка и земельно-кадастровой документации рассылает всем землепользователям, землевладельцам, собственникам и арендаторам земельного участка и объектов на этом участке уведомления о том, что земельный участок (его часть) намечается использовать для строительства объекта, а расположенные на участке строения подлежат сносу. В уведомлении указываются порядок и условия возмещения убытков, а также сведения о лице (лицах), обязанном возместить такие убытки.
В месячный срок со дня получения генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями организация по землеустройству:
– разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проект отвода земельного участка под объект строительства, а также устанавливает границу этого участка на местности в порядке, определенном Государственным комитетом по имуществу;
– определяет фактический размер убытков, самостоятельно либо с привлечением на основании договора субподряда иной организации, входящей в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь;
– определяет окончательный размер потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства;
– получает письменные согласия (отказы) от землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков на разрешение проведения строительных работ по прокладке инженерных коммуникаций по территории таких участков;
– получает в установленном порядке сведения о кадастровой стоимости земельного участка (в случае предоставления земельного участка в частную собственность или в аренду с внесением платы за право заключения договора аренды земельного участка);
– подготавливает проект решения местного исполкома об изъятии и предоставлении земельного участка и разрешении строительства объекта и передает вместе с подготовленными материалами об изъятии и предоставлении земельного участка на бумажном носителе или в электронном виде землеустроительной службе.
Рекомендация:Между проектом отвода земельного участка, разрабатываемым в общем порядке, предусмотренным Общим положением № 667 и Положением № 667 (предоставление участков для строительства), существуют различия.
Пункт 27 Общего положения № 667 называет в числе документов, необходимых для подготовки проекта отвода, заключение государственной экспертизы по проекту, если предусмотрено ее проведение. Однако в п. 5 Положения № 667 отсутствует указание на необходимость включения в состав этих документов заключения государственной экспертизы.
По нашему мнению, целесообразно исключить из состава документов для составления проекта отвода заключение экспертизы, указанное в Общем положении № 667, поскольку генеральный план, согласованный с проектируемыми инженерными сетями, являясь частью проекта строительства, которая проходит согласование перед направлением архитектурного проекта в целом (утверждаемой части строительного проекта в целом) для прохождения экспертизы, определяет границы работ и его согласование всеми заинтересованными лицами. Это уже само по себе является должной гарантией того, что при прохождении экспертизы границы отвода не изменятся.
Справочно: При предоставлении земельного участка в постоянное и временное пользование для строительства линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений) дополнительно представляется график его занятия (п. 27 Общего положения № 667).
Решение о предоставлении участка и разрешении строительства объекта принимается в течение 5 рабочих дней со дня получения проекта решения и проекта отвода земельного участка с материалами по установлению его границы на местности. В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения его копия (выписка из решения) направляется в соответствующую организацию по землеустройству для государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него.
В решении указываются:
– виды изымаемых земель;
– целевое назначение предоставляемого земельного участка, а также назначение земельного участка в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества, утвержденной в установленном порядке;
– размер земельного участка;
– вещное право;
– размеры убытков и потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, подлежащие возмещению, а также порядок и условия их возмещения;
– условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы;
– определенный счет республиканского бюджета, предназначенный для зачисления на него соответствующих платежей;
– условия отвода земельного участка;
– срок завершения подготовки в полном объеме проектной документации на строительство объекта и срок начала строительства.
Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в экономический суд.
Государственная регистрация создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на него, выдача свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации осуществляются организацией по государственной регистрации в срок до 5 рабочих дней со дня обращения организации по землеустройству или иного заинтересованного лица.
Регистрация осуществляется за счет лица, которому предоставлен земельный участок.
Если участок предоставляется в аренду, то после принятия решения исполкомом производится государственная регистрация в отношении ранее зарегистрированных земельных участков, из которых было произведено изъятие, а также государственная регистрация создания вновь образованного земельного участка и прав на него и договора аренды в случае его заключения. Такая государственная регистрация может быть осуществлена организацией по землеустройству, если подрядчик согласно условиям заключенного договора подряда на разработку проекта отвода принял на себя эту обязанность.
Общее положение № 667 так же, как и Положение № 667, устанавливает четкие и достаточно жесткие сроки исполнения своих обязанностей уполномоченными должностными лицами государственных органов и организаций (исполкомы, землеустроительные организации и службы), участвующих в процедуре предоставления участка.
Однако, как показывает практика, эти сроки в большинстве случаев не соблюдаются.
Статьей 23.80 КоАП предусмотрена ответственность должностных лиц исполкомов за нарушение:
– порядка формирования, изъятия и предоставления земельных участков;
– установленных законодательными актами сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков;
– порядка и сроков работы комиссии по выбору места размещения земельного участка;
– согласования документов, необходимых для принятия решений об изъятии и предоставлении земельных участков, сроков принятия таких решений;
– порядка перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам;
– условий отвода земельных участков, в том числе возмещения убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства.
– за незаконный отказ в предоставлении и изъятии земельного участка либо в заключении договора аренды земельного участка, а равно непринятие мер по предоставлению и изъятию земельного участка в установленные сроки либо нарушение порядка предоставления и распространения информации о свободных (незанятых) земельных участках
Также ч. 2 вышеназванной статьи предусматривает штраф в размере до 30 базовых величин за незаконный отказ должностного лица исполкома в предоставлении и изъятии земельного участка либо в заключении договора аренды земельного участка, а равно непринятие мер по предоставлению и изъятию земельного участка в установленные сроки либо нарушение порядка предоставления и распространения информации о свободных (незанятых) земельных участках.