Изменения правового регулирования строительной отрасли в 2018 г. затронули практически все этапы строительства — от получения разрешительной документации до ввода объекта в эксплуатацию.
1. Изменения в процедурах закупок в строительстве
1.1. Отменены процедуры закупок при строительстве объектов, финансирование которых осуществляется без привлечения бюджетных и «околобюджетных» денежных средств.
Субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае:
— осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома;
— осуществления аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений)*.
* Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»; Указ Президента Республики Беларусь от 20.12.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».
Таким образом, организации при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств, не обязаны проводить процедуры закупок в строительстве. При этом если субъект хозяйствования все-таки принял решение проводить закупки (конкурс), то он может их проводить, применяя положения законодательства о закупках либо локальные нормативные правовые акты организации, утвержденные руководителем субъекта хозяйствования*.
* Письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении».
1.2. Уточнен показатель, учитываемый в ходе предварительного квалификационного отбора для некоторых категорий участников в части системы менеджмента качества.
Показателем, учитываемым в ходе предварительного квалификационного отбора участников при размещении заказов на строительство объектов, в том числе строительство объектов «под ключ», выполнение отдельных видов строительных работ, монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ, на оказание инженерных услуг, является наличие системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия, выданным в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь*.
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление № 448).
Это означает, что в торгах вправе участвовать только субъекты хозяйствования, имеющие белорусский сертификат СМК. Другими словами, если в торгах принимает участие, например, иностранная организация, имеющая сертификат СМК ISO 9001, полученный в государстве регистрации такой организации, то она не будет соответствовать вышеуказанному показателю и не сможет пройти предварительный квалификационный отбор.
Таким образом, как белорусская, так и иностранная организация еще до участия в торгах должна получить все требуемые белорусские строительные допуски.
2. Изменения в проектировании и государственной экспертизе
Не требуется проводить государственную санитарно-гигиеническую экспертизу проектной документации на строительство объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры.
Не требуется проводить государственную экологическую экспертизу в случаях, перечисленных в абз. 5 подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7). В данном пункте Декрета обозначены категории объектов, а также виды проектной документации и конкретные случаи, при которых проведение государственной экологической экспертизы не требуется.
Заключение государственной экспертизы по проектной документации утрачивает силу, если производство строительно-монтажных работ на объектах строительства не начато в течение двух лет после его получения.
3. Сокращен срок резервирования денежных средств подрядчиком для обеспечения исполнения своих обязательств по устранению СМР ненадлежащего качества, выявленных в период гарантийного срока
Средства для обеспечения исполнения обязательств по устранению результата работ ненадлежащего качества резервируются на период первых двух лет гарантийного срока эксплуатации объекта на специальном счете*.
* Постановление № 448.
При отсутствии результата работ ненадлежащего качества подрядчик сможет забрать 50 % зарезервированных денежных средств через 1 год, остаток и проценты — через 2 года.
Закреплена возможность резервирования денежных средств для обеспечения устранения результата работ ненадлежащего качества на едином специальном счете по всем объектам.
4. Изменения в порядке получения строительных допусков
4.1. Отменена аттестация юридических лиц, которые занимаются разработкой предынвестиционной документации.
Декрет № 7 не отменяет рассматриваемую стадию как обязательную часть проекта*, однако теперь нет необходимости получать аттестаты соответствия для занятия такой деятельностью.
* Указ Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».
4.2. Выполнение функций заказчика исключено из аттестации соответствия.
Заказчик в строительстве не обязан получать аттестат соответствия заказчика, так как последний исключен из перечня деятельности, подлежащей аттестации соответствия.
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2018 № 148 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 и от 21 марта 2014 г. № 252».
4.3. Установлен перечень функций заказчика, которые не подлежат передаче третьим лицам.
Закреплен перечень функций заказчика, которые даже при заключении договора на комплексное управление строительной деятельностью и договора подряда при строительстве объектов «под ключ» не подлежат передаче третьим лицам.
К ним относят:
— принятие решения о строительстве объекта;
— утверждение проектной документации;
— обеспечение финансирования объекта строительства и контроля расходования средств, направляемых на его финансирование;
— принятие решения о консервации объекта либо о продлении его строительства;
— утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта в эксплуатацию.
4.4. К соискателям некоторых категорий аттестатов соответствия снижены требования, установленные постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25.
Например, для генеральных подрядчиков и подрядчиков по строительству зданий и сооружений, а также инженерной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, магистральной инженерной инфраструктуры значительно снижены квалификационные требования по штату сотрудников и размеру основных средств*.
* Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25 (в редакции от 23.03.2018) «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений».
4.5. Сокращен перечень работ в строительстве, подлежащих аттестации соответствия, установленный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252.
Количество строительных работ, подлежащих аттестации соответствия, снизилось с 43 до 27 видов. Исключение 16 видов работ из аттестации соответствия не отменяет необходимость получения свидетельства о технической компетентности, а также сертификатов соответствия согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748.
5. Изменения в получении разрешительной документации
5.1. Изложено в новой редакции Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 (далее — Положение, постановление № 223).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2018 № 785 «О внесении дополнения и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223 и от 17 февраля 2012 г. № 156» (далее — постановление № 785) вступает в силу с 16 февраля 2019 г.
Положение в новой редакции закрепляет легальные определения терминов «архитектурно-планировочное задание», «градостроительный паспорт земельного участка», «декларация о намерениях», «неиспользуемый объект», «технические требования», «технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта».
Действие Положения не распространяется на работы по технической модернизации и капитальному ремонту; работы по благоустройству на предоставленном земельном участке; военное строительство; переустройство и (или) перепланировку квартир в многоквартирных жилых домах; реконструкцию жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах; переустройство и (или) перепланировку, реконструкцию одноквартирных, блокированных жилых домов, в том числе жилого и (или) нежилого помещений в их составе, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории; снос гражданами нежилых капитальных построек на придомовой территории; строительство, осуществляемое в целях ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций либо их предупреждения; строительство садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей.
Положением закреплен перечень организаций, выдающих технические требования, и определены случаи, когда такие технические требования необходимо получать.
Также установлены формы технических условий для физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предусмотрено, что технические условия действуют в течение двух лет с даты их выдачи до начала строительства. Если строительство начато в указанный срок, то технические условия действуют после начала строительно-монтажных работ и до приемки объекта в эксплуатацию.
В новой редакции Положения впервые детально регламентированы порядок подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство при сносе объектов и порядок подготовки и выдачи разрешительной документации на благоустройство объекта.
Кроме того, постановлением № 785 утверждена новая редакция административной процедуры выдачи разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство объекта, снос, выдачи решения о внесении изменений в разрешительную документацию (п. 3.1 единого перечня административных процедур).
Министерству архитектуры и строительства предоставлено право разъяснять вопросы применения Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов и Положения о главном архитекторе области, города, района, района в городе, утвержденных постановлением № 223.
5.2. Сокращен перечень случаев, когда заказчику необходимо получать разрешительную документацию.
При капитальном ремонте и технической модернизации заказчику не требуется получать разрешительную документацию. Другими словами, при капитальном ремонте и технической модернизации у заказчика нет необходимости обращаться в местный исполнительный орган для получения решения исполкома о разрешении проведения проектных и изыскательских работ, строительства объекта, архитектурно-планировочного задания, технических условий, технических требований и т.д.
5.3. С согласия собственника объекта выступать заказчиком технической модернизации и капитального ремонта теперь могут и иные титульные владельцы объекта.
Техническая модернизация, капитальный ремонт объектов могут осуществляться с письменного согласия собственников субъектами хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора. Так, например, арендатор, изъявивший желание провести техническую модернизацию или капитальный ремонт, вправе выступать заказчиком, если он получил письменное согласие собственника объекта на проведение таких работ.
5.4. Отменена необходимость получения разрешения на производство строительно-монтажных работ, выдаваемого органами государственного строительного надзора, и закреплен уведомительный порядок начала производства строительно-монтажных работ.
До начала строительно-монтажных работ субъекты хозяйствования должны направить в орган государственного строительного надзора уведомление о начале производства строительно-монтажных работ в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 (за исключением объектов, на которых не осуществляется государственный строительный надзор).
Вместе с тем к выполнению строительно-монтажных работ целесообразно приступать после получения извещения органов государственного строительного надзора о получении уведомления и регистрации объекта строительства.
6. Исключена необходимость проставления печати субъектами хозяйствования
Соответствующие изменения внесены в действующие НПА. Так, проставление печати не требуется в том числе при подписании договоров строительного подряда* и актов сдачи-приемки выполненных работ**.
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2018 № 274 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450».
** Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.04.2018 № 21 «О внесении изменений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. № 13».
7. Изменен подход к предъявлению требований приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объекта строительства
Субъекты хозяйствования при приемке в эксплуатацию объекта, очереди строительства, пускового комплекса получают заключения государственных органов и организаций исключительно на предмет соответствия указанных объектов строительства разрешительной документации, проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности. Полагаем, что данная норма направлена на исключение дополнительных требований органов, дающих соответствующие заключения при приемке объектов в эксплуатацию. Например, на практике органы государственного пожарного надзора часто отказывали в выдаче заключения, обосновывая это тем, что объект не соответствует правовым и техническим нормам новых НПА и ТНПА, введенных в действие за период строительства.
Вышеприведенная норма говорит о том, что если объект построен в полном соответствии с разрешительной и проектной документацией, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, то соответствующие органы обязаны выдать положительное заключение, даже если объект не соответствует нормативным правовым актам, действующим на момент приемки объекта в эксплуатацию.
8. Изменения в порядке применения ТНПА
Применение ТКП субъектами хозяйствования является обязательным только в случае ссылки на них в законодательных актах, технических регламентах Республики Беларусь, иных нормативных правовых актах Совета Министров Республики Беларусь, а также если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения. Государственные стандарты Республики Беларусь являются обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования только при ссылке на них в технических регламентах Республики Беларусь, а также если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения.
Обязательные для соблюдения ТНПА подлежат обязательной юридической экспертизе, после чего они будут включены в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официально опубликованы на официальных порталах и ресурсах в сети Интернет.
9. Изменен порядок определения даты начала строительства объекта
Датой начала строительства объекта, как это установлено в ТКП 45-1.03-122-2015 (33020) «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения», является дата, указанная в договоре строительного подряда согласно Правилам № 1450 или в решении застройщика при выполнении строительных, монтажных, иных специальных работ собственными силами. Датой приемки объекта в эксплуатацию является дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию. Ранее датой начала строительства являлась дата выдачи органами государственного строительного надзора разрешения на производство строительно-монтажных работ. Указанные изменения влияют на дату, с которой начинает исчисляться нормативный срок строительства объекта.
10. Уточнен перечень инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью
Инженерные организации при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью вправе оказывать заказчику весь комплекс инженерных услуг, в том числе получать разрешительную документацию.
Инженер при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью, генподрядчик при строительстве объекта «под ключ» наряду с заказчиком, застройщиком вправе направлять уведомления о производстве строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора. Соответствующее полномочие должно быть закреплено в договоре*.
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 «О порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ».