Планируемые изменения в законодательстве о самовольном строительстве

Проблема самовольного строительства в Беларуси активно обсуждалась в 2016 г. Тогда распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь была создана межведомственная рабочая группа для подготовки предложений об усилении ответственности за самовольное строительство объектов и определении порядка действий в отношении таких объектов. Однако с момента создания рабочей группы прошло уже более двух лет. Какие изменения планируются в законодательстве о самовольном строительстве, вы узнаете из статьи А. Штрикуля.

Штрикуль Александр

юрист практики строительства и недвижимости юридической компании REVERA



1080 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Предыстория проблемы

Распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 30.06.2016 № 267р была создана межведомственная рабочая группа для подготовки предложений об усилении ответственности за самовольное строительство объектов и определении порядка действий в отношении таких объектов.

В состав рабочей группы вошли представители Аппарата Совета Министров, Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля, Комитета государственной безопасности, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства юстиции, Государственного комитета по имуществу, Государственного комитета по стандартизации и Мингорисполкома.

Уже к 2017 г. рабочей группой была проведена ревизия объектов самовольного строительства в регионах, выработаны основные подходы по регулированию вопросов, связанных с самовольным строительством, а также начата подготовка проектов нормативных правовых актов по данным вопросам.

По результатам анализа ситуации с самовольным строительством рабочая группа разработала меры в рамках совершенствования законодательства. В частности, уже в 2017 г. предлагалось:

— внести изменения в понятие самовольного строительства, уточнив дефиницию таким образом, чтобы к самовольному строительству относились случаи строительства без правовых оснований его осуществления (без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами, правоустанавливающих документов на земельный участок и др.);

— откорректировать нормы КоАП об ответственности за самовольное строительство, а также за строительство без проектной документации, увеличить размеры санкций статей.

Однако за прошедшее время эти меры так и не были реализованы на практике (проект нормативного правового акта не был принят). Полагаем, что в какой-то степени это обусловлено объективными причинами: в 2018 г. вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», значительная часть норм которого посвящена вопросам регулирования строительной деятельности.

Влияние Декрета № 7 на проблему самовольного строительства

Ряд новаций, введенных Декретом № 7, фактически отразили подход рабочей группы по модернизации понятия самовольного строительства. Напомним, что предполагалось исключить из состава самовольного строительства строительство без получения разрешения органов Государственного строительного надзора. Такое строительство (а также строительство без проектной документации) не должно было согласно планам рабочей группы относиться к самовольному строительству, поскольку предполагалось (с чем, безусловно, можно согласиться), что проектная документация и разрешение на производство строительно-монтажных работ являются документами технического характера и последствия такого строительства устранимы.

Декрет № 7 в принципе исключил такой институт, как выдача разрешений органами Государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ. Производство строительно-монтажных работ на объектах строительства с 26.02.2018 может осуществляться после направления соответствующего уведомления в органы государственного строительного надзора.

Порядок направления уведомлений урегулирован Положением о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343.

Надо сказать, что институт уведомления Государственного строительного надзора сам по себе означает корректировку понятия самовольного строительства: раз нет понятия «разрешение», значит нет состава самовольного строительства при неуведомлении Государственного строительного надзора.

Необходимость правового регулирования

Несмотря на вышеизложенное, от необходимости принятия нормативного правового акта по вопросам самовольного строительства власти не отказываются.

Анализ относительно недавнего выступления заместителя Министра архитектуры и строительства Дмитрия Семенкевича в ходе круглого стола «Условия ведения бизнеса в Беларуси: что изменилось за год?» в пресс-центре БелТА в конце 2018 г. подтвердил ранее сформированную позицию:

— понятия самовольного строительства и иное нарушение Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» будут разделены;

— к области самовольного строительства будут относиться только те случаи, где ведется строительство без предоставления земельных участков, без разрешительной документации, с нарушениями разрешительной документации либо не по целевому использованию;

— строительство без проектной документации, без экспертизы будет относиться к области иного нарушения законодательства о строительстве. В том числе нарушение уведомительного принципа начала строительно-монтажных работ также будет относиться к нарушению Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»;

— размер административной ответственности за указанные нарушения будет увеличен.

1080 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме