Вы на портале

Какие изменения налогового законодательства могут затронуть строительство?

Министерство финансов Республики Беларусь в августе текущего года опубликовало проект изменений в Налоговый кодекс. Планировалось, что изменения вступят в силу с 1 января 2018 г. Однако, по последней информации, изменения не будут приняты в указанные сроки. Планируется, что до сентября 2018 г. имеющийся проект будет доработан и вступит в силу с 2019 г. Рассмотрим самые важные налоговые нововведения, которые могут быть актуальны для отрасли строительства в будущем.

Попова Екатерина
Попова Екатерина

юрист компании «РЕВЕРА»

2307 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

1. Расширится список лиц, признаваемых взаимозависимыми

Согласно проекту Налогового кодекса к взаимозависимым лицам будут также относиться организации, учредителями (участниками) которых являются физические лица, являющиеся взаимозависимыми, если доля прямого и (или) косвенного участия каждого из взаимозависимых физических лиц в организации составляет не менее 20 %.

Напомним, что к взаимозависимым лицам относятся следующие категории физических лиц:

1) лица, состоящие в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного;

2) лица, являющиеся учредителями (участниками) одной организации, если доля прямого и (или) косвенного участия каждого из таких лиц в организации составляет не менее 20 %;

3) лица, подчиненные друг другу по должностному положению.

Приведем пример.

В 2017 г. две компании не признаются взаимозависимыми, если в одной из них более 20 % долей принадлежит отцу, а во второй более 20 % долей принадлежит сыну (если такие компании также не являются взаимозависимыми по иным критериям).

В будущем такие компании будут признаваться взаимозависимыми, поскольку отец и сын являются взаимозависимыми лицами и в приведенном примере каждый из них владеет более 20 % долей.

Критерии взаимозависимости следует учитывать в том числе при заключении сделок, подлежащих контролю со стороны налоговых органов.

Например, согласно действующему законодательству сделка по сдаче в аренду недвижимого имущества от одной белорусской компании, применяющей УСН, в которой отец владеет более 20 % долей, другой компании, в которой более 20 % долей владеет сын, не является контролируемой сделкой по трансфертному ценообразованию.

В будущем такая сделка может подлежать контролю со стороны налоговых органов.

2. Изменения в трансфертном ценообразовании

Одно из планируемых изменений в сфере трансфертного ценообразования касается сделок по продаже и приобретению недвижимого имущества. По действующему законодательству трансфертное ценообразование распространяется на все сделки, связанные с приобретением и реализацией недвижимости, вне зависимости от того, являются ли стороны сделки взаимозависимыми лицами или нет. Если цена сделки отклоняется от рыночной на 20 % и более, то налоговая вправе пересчитать налоговую базу по налогу на прибыль у продавца и у покупателя.

В будущем, если цена, примененная плательщиком налога на прибыль по аналогичной сделке, не соответствует рыночным ценам и (или) ценам, рассчитанным с применением показателей рентабельности, налоговые органы могут скорректировать налоговую базу по такой сделке.

Таким образом, в 2017 г. отклонение цены сделки по продаже или приобретению недвижимого имущества на 20 % от рыночной стоимости в сторону увеличения или уменьшения является допустимым. Но если указанное изменение будет принято, то в будущем любое отклонение от диапазона рыночных цен, рассчитанных налоговыми органами, будет являться основанием для корректировки налоговой базы и доначисления налога на прибыль.

Налоговая база по налогу на прибыль в таком случае корректируется только в сторону увеличения, то есть цена корректируется не у обеих сторон сделки, а только у той, у которой в связи со сделкой уменьшилась база по налогу на прибыль. Соответственно:

— если цена сделки завышена, то налог на прибыль подлежит доначислению у покупателя, поскольку затраты, учитываемые при налогообложении, в части завышенной стоимости недвижимого имущества будут уменьшены. Налоговая база по налогу на прибыль продавца не корректируется;

— если цена сделки занижена, то налог на прибыль подлежит доначислению у продавца путем увеличения суммы выручки. Налоговая база по налогу на прибыль покупателя не корректируется.

3. Изменения в части задолженностей организаций или ИП

Если у организации или ИП будут задолженности по налогам, пеням и другим обязательным платежам в бюджеты или ФСЗН, по штрафам за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения, они обязаны будут зачислить на свои текущие банковские счета не только выручку, но также и полученные займы/кредиты.

Сейчас, если у организации или ИП есть задолженность перед контрагентом, можно взять заем и отправить деньги напрямую кредитору, минуя свой банковский счет. Согласно проекту изменений в Налоговый кодекс это станет невозможным — все денежные потоки будут четко контролироваться.

4. Признание документов, выданных в иностранных государствах

Сегодня, если иностранная организация или физическое лицо подает в налоговые органы перевод подтверждения (справки/сертификата) налогового резидентства, заверять его не нужно. В будущем к документам, переводы которых не нужно заверять, планируется добавить следующие:

— заключение иностранных аудиторов для учета затрат иностранной компании, понесенных для деятельности ее постоянного представительства в Беларуси;

— договоры и первичные учетные документы иностранной компании для подтверждения затрат, понесенных за пределами Беларуси для деятельности ее постоянного представительства внутри Беларуси.

Согласно п. 9 ст. 139 Налогового кодекса в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, внереализационные расходы иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, кроме затрат (внереализационных расходов), понесенных в Республике Беларусь, включаются также затраты (внереализационные расходы), понесенные за пределами Республики Беларусь, которые:

1) в соответствии с законодательством иностранного государства учитываются в нем для целей налогообложения прибыли;

2) непосредственно связаны с осуществлением иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, включая управленческие и общеадминистративные затраты, за исключением затрат (внереализационных расходов), не учитываемых при налогообложении прибыли в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Такие затраты должны быть подтверждены соответствующим заключением аудиторской организации (аудитора) иностранного государства, резидентом которого является иностранная организация. Аудиторское заключение представляется налоговому органу не позднее срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль за налоговый период, к которому они относятся.

Согласно проекту изменений в Налоговый кодекс заверять перевод аудиторского заключения для представления в налоговые органы в будущем не потребуется.

5. Изменится срок выставления электронных счетов-фактур

В 2017 г. при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь плательщики НДС создают и направляют (выставляют) ЭСЧФ на Портал электронных счетов-фактур не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Планируется изменить срок выставления ЭСЧФ на Портал: увеличить его на 10 дней. То есть выставлять ЭСЧФ нужно будет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

С одной стороны, у бухгалтеров фактически будет больше времени на выставление ЭСЧФ. Но с другой стороны, поскольку налоговая декларация по НДС представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а ЭСЧФ могут быть получены также до 20-го числа, чтобы отразить все вычеты по НДС в декларации, бухгалтерам, вероятнее всего, 20-го числа придется работать допоздна. В теории этого можно избежать, если срок выставления ЭСЧФ будет оговорен с контрагентами и их бухгалтерами заранее.

6. Добавится основание для признания календарного месяца отчетным периодом по НДС

Несмотря на то, что большая часть изменений в Налоговый кодекс будет принята после 2018 г., планируется, что с 1 января 2018 г. добавится основание для признания календарного месяца отчетным периодом по НДС.

Как и в 2017 г., отчетным периодом по НДС по выбору плательщика будет признаваться календарный месяц или календарный квартал. С 2018 г. добавится категория плательщиков, у которых отчетным периодом по НДС в любом случае будет признаваться календарный месяц. К плательщикам, реализующим услуги электросвязи, у которых отчетным периодом по НДС признается календарный месяц, добавятся плательщики, у которых сумма налоговой базы по НДС нарастающим итогом с начала прошлого налогового периода превысила 1 550 000 рублей.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 98 Налогового кодекса налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога на добавленную стоимость.

Полагаем, что данное изменение не является выгодным для таких плательщиков. Во-первых, бухгалтерам придется каждый месяц представлять налоговую декларацию по НДС. Во-вторых, отчетный период «квартал» выгоден тем, что можно накапливать вычеты по НДС. Например, если в январе — феврале у плательщика была большая сумма НДС по реализации, а в марте — сумма входного НДС, то сумма НДС к уплате в целом будет меньше за счет вычетов марта. Поэтому если плательщики имеют неравномерные потоки входного НДС и НДС по реализации, то возможны ситуации, когда плательщику придется уплатить НДС в бюджет ввиду отсутствия должной суммы вычетов по итогам календарного месяца.

7. Налогообложение в свободных экономических зонах

Планируется, что в будущем в СЭЗах отменят налог на прибыль при реализации работ или услуг собственного производства. Сегодня резиденты СЭЗ не платят налог на прибыль в течение 10 лет со дня регистрации или до 2021 г., если они были зарегистрированы до 2012 г.

Планируется убрать все ограничения по срокам. Прибыль резидентов СЭЗ не будет облагаться налогом вне зависимости от даты регистрации при условии осуществления деятельности, заявленной в рамках реализации инвестиционного проекта.

8. Оптимизировать налогообложение через управляющую организацию в будущем не получится

В проекте предлагается установить лимит на оплату управленческих услуг, после превышения которого налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшаться не будет. Такой лимит предлагается рассчитывать исходя из средней заработной платы руководителей по Беларуси.

Изменение невыгодно для групп компаний — в них часто существует управляющая организация, которая получает вознаграждение за управление. При этом на такую компанию нередко перечисляется практически весь доход. Чтобы избежать налоговых последствий, группам компаний придется пересмотреть свою структуру.

Также изменение явно не в пользу специализированных управляющих компаний и ИП. Если их услуги будут стоить дороже средней заработной платы руководителей по Беларуси, то заказчик не сможет учесть такие расходы при налогообложении.

9. Будет увеличен перечень затрат, учитываемых при налогообложении, по вложениям в реконструкцию основных средств

Планируется, что инвестиционный вычет можно будет применять ко всем фактическим затратам, связанным с реконструкцией, модернизацией, реставрацией основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, которые в бухгалтерском учете увеличивают первоначальную стоимость основных средств.

Ранее инвестиционный вычет применялся только к стоимости работ по реконструкции (модернизации, реставрации) и стоимости материалов, использованных при проведении таких работ, которые увеличивают первоначальную стоимость объектов основных средств.

10. Изменится порядок учета платы за участие в тендере

В будущем планируется изменить дату отнесения платы за участие в тендере на внереализационные доходы. В настоящее время организации, реализующие свое имущество с проведением тендера, плату за участие в тендере относят на внереализационные доходы на дату ее поступления. В будущем такая плата должна будет включаться в состав внереализационных доходов на дату отражения дохода в виде платы за участие в тендере в бухгалтерском учете.

Предусматривается также корректировка даты отражения расходов на участие организации в тендере, если тендер не выигран или признан недействительным. Такие расходы должны будут отражаться в составе внереализационных расходов на дату признания их в бухгалтерском учете.

2307 Shape 1 copy 6Created with Avocode.