Содержание:
Определение хозяйственного способа строительства
Согласно ст. 1 Закона № 300-З юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность самостоятельно с привлечением инженера (инженерной организации), с привлечением либо без привлечения для выполнения отдельных видов работ подрядчика в строительной деятельности на основании заключенного договора, именуется застройщиком.
Таким образом, субъект, осуществляющий строительство объекта хозяйственным способом, является застройщиком.
Справочно.
Функции застройщика изложены в Инструкции об осуществлении деятельности заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4.
Для разграничения с подрядным способом строительства сошлемся на определение хозяйственного способа, которое дано в п. 2 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10. Хозяйственный способ строительства — организационная форма строительства, выполнения работ, при которой строительные, монтажные, иные специальные работы выполняются собственными силами застройщика, обладающего правом собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на объекты строительства либо приобретающего эти права по окончании строительства. В случае строительства объекта с привлечением подрядных организаций к хозяйственному способу строительства относится та часть работ, которая выполнена собственными силами застройщика.
Отметим, что определение хозяйственного способа строительства:
- дано в целях определения порядка формирования в бухгалтерском учете заказчика и застройщика в строительной деятельности стоимости объекта строительства;
- не охватывает все возможные случаи в части прав застройщика на объект строительства*.
* Подробнее см.: Майборода В. Текущий ремонт хозяйственным способом: важные аспекты
Для целей данной статьи под строительством понимается возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт и техническая модернизация зданий и сооружений, относимых в соответствии с классификацией к 1–4-му классам сложности.
Стадии и этапы строительства
Алгоритм действий застройщика при строительстве хозяйственным способом можно разбить на отдельные стадии, а каждую из стадий — на этапы.
В целом, как следует из ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.07.2014 № 196 (далее — ТКП-298), строительство объекта состоит из предынвестиционной и инвестиционной стадий.
Предынвестиционная стадия
Этап 1. Формирование инвестиционного замысла в форме декларации о намерениях
Застройщик формирует инвестиционный замысел в форме декларации о намерениях, в которой определены цели инвестирования, назначение, мощность, место размещения объекта строительства, возможное влияние деятельности на окружающую природную среду, дана оценка возможностей инвестирования и достижения намеченных технико-экономических показателей.
Обязательный перечень сведений, приводимых в декларации о намерениях, указан в приложении А к ТКП-298 и зависит от назначения объекта.
Оформленная декларация о намерениях подается в местный исполнительный комитет вместе с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства или выдаче разрешения на проведение проектно-изыскательских работ и строительство объекта на ранее предоставленном земельном участке. При наличии декларации возможно также заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь на реализацию инвестиционного проекта или участие в аукционе на право приобретения или получения земельного участка в аренду для строительства.
Этап 2. Разработка предпроектной (предынвестиционной) документации
Разработка предпроектной (предынвестиционной) документации (далее — ППД) осуществляется в соответствии с ТКП-298.
Согласно абз. 36 подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности вправе без наличия аттестата соответствия, выдаваемого в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, осуществлять разработку предпроектной (предынвестиционной) документации.
В общем случае строительства зданий и сооружений, относимых к 1–4-му классам сложности, ППД разрабатывается в следующем составе:
- обоснование инвестиций и план управления проектом;
- бизнес-план (в отдельных случаях);
- задание на проектирование.
Справочно.
Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования возможности привлечения инвестиций, получения кредитов и займов, целесообразности оказания мер государственной поддержки.
Порядок разработки ППД включает:
1) издание приказа о начале проекта и назначении руководителя (управляющего) проекта;
2) определение схемы управления проектом;
3) утверждение плана-графика подготовки ППД;
4) определение исполнителей разработки ППД. В случае, если для разработки ППД застройщик привлекает внешнего исполнителя, то проводится процедура закупки в соответствии с требованиями законодательства;
5) осуществление мониторинга за соблюдением плана-графика;
6) проведение государственной экологической экспертизы разработанной ППД (в установленных случаях);
7) принятие решения о реализации проекта и утверждение ППД.
Этап 3. Получение разрешительной документации на строительство объектов
Получение разрешительной документации на строительство объектов регулируется Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 (далее — Положение № 223).
Для получения разрешительной документации застройщик обращается в исполком с заявлением. В соответствии с Положением № 223 содержание заявления и перечень прилагаемых документов зависит от наличия либо отсутствия у заявителя земельного участка, а также от вида объекта строительства, планируемого на земельном участке.
Так, для получения разрешительной документации на строительство при предоставлении земельного участка в случае, если при изъятии и предоставлении земельного участка в соответствии с законодательством проводится предварительное согласование места его размещения, заявитель обращается в исполком с заявлением, в котором указываются цель, для которой испрашивается земельный участок, характеристика объекта строительства, включающая его функциональное назначение и ориентировочные размеры, объем планируемых инвестиций и источники финансирования строительства объекта.
К заявлению прилагаются:
1) обзорная схема размещения объекта строительства с указанием намечаемого места размещения земельного участка и его примерной площади;
2) декларация о намерениях;
3) обоснование инвестиций в случаях, когда его разработка предусмотрена законодательством.
Исполком рассматривает заявление и при отсутствии оснований для отказа поручает специализированной организации подготовить архитектурно-планировочное задание, получить технические условия и технические требования, а также поручает организации по землеустройству подготовить земельно-кадастровую документацию, необходимую для работы комиссии по выбору места размещения земельного участка.
Специализированная организация в течение 3 рабочих дней с момента получения поручения исполкома заключает с застройщиком договор на оказание услуг.
Срок оказания услуг составляет 15–20 дней со дня получения исполнителем оплаты по договору.
Этап 4. Принятие решения о реализации проекта
До принятия решения о реализации проекта застройщик представляет документацию:
Решение о реализации проекта принимается в виде утверждения ППД и, как правило, оформляется приказом.
Продолжение — в следующем номере.