Ответ: При ответе на вопрос в первую очередь обращаем внимание, что в соответствии с изменениями в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК), вступившими в силу с 01.01.2023, для организаций начала использоваться система предварительного заполнения налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу налоговыми органами на основании имеющихся у них сведений (так называемый префайлинг). Соответственно, отменена обязанность плательщиков-организаций по самостоятельному заполнению и предоставлению деклараций (расчетов). Земельный налог в 2023 г. будет уплачиваться авансовыми платежами исходя из сумм, уплаченных в 2022 г.
Предварительно заполненные налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2023 г. будут направлены плательщикам-организациям до 30.01.2024 для подписания ЭЦП и представления такой налоговой декларации в налоговый орган, с внесенными при необходимости изменениями и (или) дополнениями, не позднее 20.02.2024.
Новая форма декларации (расчета) установлена приложением 8 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 (в ред. от 23.01.2023). Налоговая база земельного налога определяется в соответствии со ст. 240 НК.
Так, в силу п. 3 ст. 240 НК функциональное использование земельного участка (вид оценочной зоны) в подавляющем большинстве случаев определяется на основании целевого назначения этого участка, установленного местным исполнительным комитетом, в том числе согласно приложению 5 к НК.
Исходя из подп. 5.3 п. 5 ст. 240 НК в отношении земельного участка, предоставленного для нескольких целей, которые соответствуют разным видам функционального использования земельных участков и в отношении которых в приложении 6 предусмотрены разные ставки земельного налога, налоговая база земельного налога устанавливается в размере суммы кадастровой стоимости, определенной в белорусских рублях на 1 января календарного года, за который производится исчисление земельного налога, с учетом площадей частей участка, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка.
При этом в соответствии с п. 8 ст. 240 НК расчет площади таких частей производится путем деления общей площади земельного участка на общую площадь всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на этом земельном участке, и умножения на общую площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей с соответствующим функциональным использованием.
Представляется, что характер влияния показателя общей площади здания охраны на расчет размера частей земельного участка, относящихся по функциональному использованию к общественно-деловой и производственной зонам, будет связан с природой осуществляемых в нем процессов и их связью с процессами, выполняемыми в административном и складском зданиях. Так, если в здании охраны находятся исключительно сотрудники, проверяющие транспорт, следующий к складскому зданию и от него, а также работников, занятых хранением товарно-материальных ценностей, то площадь здания охраны, по нашему мнению, должна быть отнесена по функциональному использованию к производственной зоне. Если часть здания занята административно-управленческим персоналом либо сотрудниками, осуществляющими охрану и проверку соблюдения пропускного режима в отношении двух капитальных строений (административного и складского), то соответствующие части здания должны быть отнесены к общественно-деловой и производственной зонам.
В соответствии с подп. 3.4 п. 3 ст. 244 НК в описанной выше ситуации не позднее 1 декабря текущего налогового периода плательщики земельного налога обязаны представлять в налоговые органы по месту постановки на учет уведомления о земельных участках, части которых имеют разное функциональное использование (разные виды оценочных зон) и разные ставки налога, по установленным форматам в виде электронного документа и в порядке, утвержденном МНС.
Далее правильность учета этих данных налоговым органом должна быть проверена при подписании плательщиком предварительно заполненной декларации, с внесением в нее изменений при необходимости.