Оплата проезда работника к месту служебной командировки на маршрутном такси

Вопрос: Строительная организация, находящаяся в г. Минске, командировала своего работника для выполнения работ на объекте, находящемся в г. Гомеле. После возвращения из командировки работник представил авансовый отчет о командировочных расходах, приложив к нему кассовый чек и посадочный талон с указанием места и времени отправления и прибытия, номера места в автобусе, выданный ему в маршрутном такси Минск — Гомель — Минск. Имеет ли право организация принять данный кассовый чек и посадочный талон в качестве подтверждения расходов на проезд к месту командировки и обратно?

Балябина Ирина

Ведущий юрисконсульт ОАО «Гомельтранснефть Дружба»

2607 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Да, имеет право.

Согласно подп. 4.1 п. 4 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35, командированному работнику возмещаются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы по фактическим затратам на основании подлинных проездных документов, включая расходы на оплату услуг по оформлению проездных документов (бронирование и предварительная продажа билетов, комиссионные сборы), расходы за пользование постельными принадлежностями при наличии подтверждения их оплаты.

В соответствии со ст. 743 ГК перевозка, осуществляемая перевозчиком, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из законодательных актов или выданного этому перевозчику специального разрешения (лицензии) вытекает, что этот перевозчик обязан осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

В ст. 17 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон № 278-З) установлено, что автомобильные перевозки транспортом общего пользования выполняются на условиях публичного договора.

В силу п. 1 ст. 396 ГК публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе перевозка транспортом общего пользования).

Информация о расписании движения, стоимости, маршруте и интервалах движения размещена в свободном доступе на интернет-сайте организации-перевозчика и является, по сути, публичной офертой.

На основании ч. 7 ст. 4 Закона № 278-З автомобильные перевозки пассажиров могут выполняться в регулярном или нерегулярном сообщении. Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении — это систематические автомобильные перевозки пассажиров, выполняемые согласно расписаниям либо интервалам движения транспортных средств с установленными началом и окончанием работы по определенным маршрутам с местами посадки и высадки пассажиров, оборудованными в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

По информации, размещенной на интернет-сайте перевозчика, перевозки пассажиров осуществляются ежедневно по маршруту Минск — Гомель с 6.40 до 21.40 с интервалом движения, равным одному часу, указаны места посадки и высадки пассажиров, перечислены остановочные пункты.

Частью 4 ст. 24 Закона № 278-З определено, что договор автомобильной перевозки пассажира в регулярном сообщении является публичным. Следовательно, с учетом требований ст. 396 и 743 ГК автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Кроме того, данный вид деятельности является лицензируемым. Одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату для получения разрешения на осуществление междугородных автомобильных перевозок пассажиров, является выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении транспортными средствами, находящимися у лицензиата на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании (кроме аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации).

В соответствии с п. 114 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 (далее — постановление № 972), при междугородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении должны применяться билеты, оформленные с применением кассовых суммирующих аппаратов транспорта или специальных компьютерных систем либо на бланках установленной формы.

Действующее законодательство в настоящее время не содержит определения «билета, оформленного с применением кассовых суммирующих аппаратов транспорта», однако исходя из принципа аналогии закона можно применить определения, содержащиеся в разделе 3 СТБ 1364.8-2004 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемым при внутриреспубликанских и международных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении», действовавшего до 01.06.2017, согласно которому:

— билет-чек —  фискальный чек, содержащий необходимые реквизиты фискального чека и билета;

— билет — нефискальный документ, содержащий необходимые данные по оказанию услуги по перевозке пассажира (данный тип документа требует выдачи отдельного фискального чека оплаты билета);

— фискальный чек — чек, содержащий фискальные данные.

Согласно п. 115 постановления № 972 в билете на междугородную автомобильную перевозку в регулярном сообщении должны указываться:

• наименование автомобильного перевозчика;

• назначение билета;

• серия (на бланочном билете) и номер билета;

• наименование начального и конечного остановочных пунктов маршрута поездки пассажира;

• маршрут движения автобуса (номер маршрута);

• дата и время начала поездки (при продаже билета в автобусе — необязательно);

• номер места для сидения;

• стоимость проезда;

• дата и время выдачи билета.

На бланочных билетах одноразового пользования могут не указываться дата и время их выдачи.

Перевозчиком были выданы фискальный чек и посадочный талон, который содержит необходимые данные по оказанию услуги по перевозке пассажира. В этих документах отражены все необходимые сведения, указанные в п. 115 постановления № 972.

Таким образом, расходы на проезд к месту командировки и обратно подлежат возмещению в полном объеме на основании представленных документов (фискального чека и посадочного талона).

2607 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме