Вы на портале

Обжалование результатов инвентаризации

Вопрос: Директора строительной компании (ООО «Ж») отстранили от исполнения обязанностей, на предприятии проведена инвентаризация товарно-материальных ценностей. С результатами инвентаризации директор не согласился. Какие действия ему следует предпринять?

Малюкова Екатерина
Малюкова Екатерина

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов

3411 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, периодичность их проведения, перечень инвентаризируемых объектов при проведении каждой из них и т.д.) закрепляется в учетной политике организации (абз. 6 п. 4 ст. 9, ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Основанием для проведения инвентаризации является приказ руководителя.

В соответствии с пп. 1214 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция по инвентаризации), приказом определяются:

• причина инвентаризации;

• сроки начала и окончания инвентаризации;

• место проведения инвентаризации;

• объекты инвентаризации;

• создание и состав инвентаризационной комиссии (в крупных организациях создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии);

• срок сдачи материалов по инвентаризации в бухгалтерию.

Также основанием проведения инвентаризации могут служить решения контролирующих (надзорных) органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки в порядке, установленном законодательством (абз. 4 п. 4 Инструкции по инвентаризации).

Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков — Национальным банком Республики Беларусь).

После проведения инвентаризации инвентаризационной комиссией составляется инвентаризационная опись, с выводами которой могут не согласиться материально ответственные лица.

В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, они должны немедленно заявить об этом инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке (п. 31 Инструкции по инвентаризации).

Поскольку порядок обжалования результатов инвентаризации в законодательстве не закреплен, в рассматриваемом случае можно предложить совершить следующие действия.

Необходимо подготовить возражения на акт инвентаризационной описи, которые должны отражать все обстоятельства и факты, имеющие существенное значение для выводов инвентаризационной комиссии.  

В силу того, что результаты инвентаризации могу привести к предъявлению претензий к материально ответственному лицу, а в последующем и к судебному разбирательству, подготовленные своевременно и полно возражения на акт инвентаризации могут быть приняты судом во внимание и дана им оценка в пользу материально ответственного лица.  

Важно отметить, что в соответствии с п. 30 Инструкции по инвентаризации описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица, которые принимали участие в непосредственном пересчете (перевесе) инвентаризуемых ценностей. В описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией активов в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. В случае отсутствия такой расписки материально ответственных лиц могут возникнуть сложности при предъявлении претензий к материально ответственному лицу при выявлении недостач.

Комментирует

Замените текст цитаты

3411 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме