Новое в аттестации строительных организаций

Комментарий к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.03.2018 № 16

С 12 апреля 2018 г. вступило в силу постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.03.2018 № 16 «О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 марта 2014 г. № 15», которое снизило квалификационные требования, предъявляемые к участникам строительной деятельности.

Кроме того, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2018 № 148 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 и от 21 марта 2014 г. № 252» утверждены изменения в Перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих).

В статье авторы анализируют изменения, которые привнесли данные нормативные правовые акты в аттестацию строительных организаций.

Анискевич Анна

Руководитель практики строительства и недвижимости юридической компании REVERA

Михеева Анастасия

Юрист практики строительства и недвижимости юридической компании REVERA



4486 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Информация об аттестации

Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26) для строительных организаций и индивидуальных предпринимателей была установлена обязанность получения аттестата соответствия.

Во исполнение подп. 28.1 п. 28 Указа № 26 было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее — постановление № 252), утвердившее Положение об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений. Согласно п. 2 данного Положения наличие у подрядчика возможности осуществления строительства на объекте того или иного класса сложности подтверждается аттестатом соответствия, выдаваемым уполномоченной организацией — РУП «Белстройцентр».

Для получения аттестата организация должна соответствовать предъявляемым к ней требованиям (например, по количеству штатных работников, общей учетной стоимости основных средств, опыту в строительстве и т.д.). Требования варьируются в зависимости от категории аттестата, который, в свою очередь, зависит от класса сложности объекта строительства начиная с 4-го (самого простого) и заканчивая 1-м (самым сложным). Для осуществления работ на объекте 5-го класса сложности наличие аттестата не требуется.

Справочно:
К объектам 5-го класса сложности можно отнести: жилые дома до 7 м, садовые домики, временные и сезонные сооружения, одиночные скважины на воду и т.д. Полный перечень и описание объектов, которые относятся к 1–5-м классам сложности, указаны в Приложении В к СТБ 2331-2015 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения».

Помимо необходимости подтвердить соответствие требованиям постановления № 252 на момент аттестации постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2017 № 57 закреплена необходимость ежегодного подтверждения соответствия требованиям, предъявляемым к обладателю аттестата.

Так, в течение декабря каждого календарного года обладателю аттестата через свой аккаунт на сайте РУП «Белстройцентр» необходимо заполнить электронную форму, в которую вносится информация по состоянию на 1 декабря текущего года.

В случае непредставления обладателем аттестата соответствия информации для подтверждения соответствия квалификационным требованиям Министерство архитектуры и строительства принимает решение о проведении внеочередной аттестации.

Требования к соискателям

Что касается непосредственно требований к соискателю аттестата, то можно отметить регулярное внесение изменений в законодательство. Изначально установленные требования были достаточно высокими: для получения аттестата соответствия первой категории было необходимо наличие в штате 600 человек, а также учетная стоимость основных средств на балансе организации должна была составлять не менее 300 тыс. базовых величин (далее — БВ).

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.03.2018 № 16 снизило указанные квалификационные требования.

В частности, снижены требования для получения аттестата соответствия первой и второй категории на выполнение функций генерального подрядчика/строительство объектов 1–4-го классов сложности.

Ниже в таблице приведены основные изменения.


Как видно из таблицы, по категориям «генподрядчик», «подрядчик 1–2-й категории», а также «генеральный проектировщик», «разработка разделов проектной документации 1–4-й категории» снизились требования к количеству основных средств на балансе компании, численности и квалификации штатного персонала, обеспечению рабочих мест специалистов.

Вместе с тем повысились требования по аттестатам на оказание отдельных видов инженерных услуг в строительстве в отношении наличия в штате квалифицированных специалистов.

Сокращение перечня видов деятельности в области строительства

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2018 № 148 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 и от 21 марта 2014 г. № 252» (далее — постановление № 148) утверждены изменения в Перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих).

Перечень был актуализирован в соответствии с последними изменениями в законодательстве, многие виды деятельности были обобщены.

Исключена аттестация строительных организаций на право осуществления разработки предпроектной (предынвестиционной) документации.

Также были исключены некоторые виды работ, а именно:

Значительно сокращен перечень работ в строительстве, подлежащих аттестации: количество работ снизилось с 43 до 27 видов. В основном были исключены общестроительные работы, такие как земляные, подготовительные, заполнение оконных и дверных проемов, благоустройство и т.д.

Тем не менее обращаем ваше внимание на то, что на некоторые из видов работ, не включенных в актуальный список, требуется получать сертификаты соответствия работ в строительстве (например, на работы по заполнению оконных и дверных проемов). Полный их список указан в перечне, содержащемся в ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность».

К сведению:
Квалификационные аттестаты и аттестаты соответствия, выданные до вступления постановления № 148 в силу, действуют до окончания срока, на который они были выданы.

Работы, на которые не нужно получать сертификат соответствия, необходимо включить в область распространения системы производственного контроля и получить соответствующее свидетельство (к ним относятся, например, земляные и подготовительные работы).

Таким образом, для выполнения работ в области строительства организация должна иметь как минимум один подтверждающий соответствие документ: аттестат соответствия, или сертификат соответствия работ в строительстве, или свидетельство о технической компетентности системы производственного контроля.

Прочие изменения

1. Изменились требования к предоставлению сведений об организации системы управления и контроля качества работ и услуг.

Установлена обязательность организации системы управления качеством работ и услуг для строительных организаций. Необходимо предоставлять копии документов, свидетельствующих о наличии системы менеджмента качества.

Копия свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля должна быть предоставлена в случае, если организация не осуществляет сертифицируемые виды работ.

2. Исключена необходимость удостоверения печатью копий некоторых документов.

В результате принятых изменений не нужно удостоверять печатью копии следующих документов:

1) учредительных документов;

2) свидетельства о государственной регистрации (в качестве юрлица или ИП);

3) документов, свидетельствующих о наличии системы менеджмента качества;

4) сертификатов соответствия работ в строительстве (если выполняемые работы подлежат обязательной сертификации);

5) свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля (если выполняемые работы не подлежат обязательной сертификации);

6) форм, содержащих сведения о составе и профессиональной квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих;

7) документов, подтверждающих сведения о составе и профессиональной квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих (дипломы, трудовые книжки и т.д.).

***

На сегодняшний день можно сделать вывод, что изменения, внесенные в законодательство за последний год, направлены на упрощение осуществления строительного бизнеса в Беларуси, а также на развитие дальнейшей конкуренции на строительном рынке. В частности, строительные компании — держатели аттестата за счет нововведений смогут рассмотреть вариант оптимизации и снижения затрат на собственный штат.

Для компаний — соискателей аттестата выполнить новые квалификационные требования для его получения будет проще, что неизбежно приведет к увеличению строительных игроков на рынке.

4486 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме