Вы на портале

Неизменная договорная (контрактная) цена: обращаем внимание на важное

Несмотря на то, что Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее — Положение № 1553), используется на практике уже долгое время, вопросов по применению тех или иных норм меньше не становится.

Рассмотрим некоторые из них.

Богатко Антон
Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

Богатко Анна

Старший преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Минск)


4494 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В каких случаях неизменная цена корректируется?

Согласно п. 10 Положения № 1553 неизменная договорная (контрактная) цена (далее — неизменная цена) корректируется в случаях изменения: 

— проектной, в том числе сметной, документации, за исключением ее изменения по причине возникновения дополнительных работ; 

— налогового законодательства в части установления и/или отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и/или отмены налоговых льгот;

— стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда); 

— прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;

— сроков строительства в случаях, установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; 

— нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ценообразования в строительстве. 

Справочно.
Неизменная договорная (контрактная) цена — цена, определяемая по результатам выбора заказчиком подрядной организации на основании цены предложения подрядчика (абз. 4 п. 2 Положения № 1553).

При строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой неизменная цена корректируется в случаях изменения: 

— проектной, в том числе сметной, документации, за исключением ее изменения по причине возникновения дополнительных работ; 

— налогового законодательства в части установления и/или отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и/или отмены налоговых льгот; 

— прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке; 

— сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, в случаях существенного нарушения заказчиком установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования), выявления в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств, приостановления строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более трех месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон; 

— нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ценообразования  в строительстве. 

Справочно.
Перечень случаев корректировки неизменной цены исчерпывающий.

Неизменная цена корректируется в случае снижения по отношению к ней фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой. 

Фактическая стоимость выполненных работ 

Под фактической стоимостью выполненных работ понимаются затраты по данным бухучета генерального подрядчика с добавлением прибыли исходя из уровня рентабельности в размере, предусмотренном генеральным подрядчиком (подрядчиком) в цене предложения на процедуру подрядных торгов (переговоров), по итогам которой и сформирована неизменная цена (абз. 10 ч. 2 Положения № 1553). 

В таком случае экономия подрядчика представляет собой разницу между неизменной договорной (контрактной) ценой и фактической стоимостью подрядных работ при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией. 

Таким образом, при расчете фактической стоимости подрядных работ следует:

— верно сформировать себестоимость выполненных работ, подтвержденную первичными документами;

— верно распределить общепроизводственные и общехозяйственные расходы; 

— верно определить уровень рентабельности. 

Отметим, что превышение (снижение) фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной цене на строительство объекта при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией относится на финансовые результаты деятельности подрядчика (абз. 4 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь», далее — Указ № 361).

Исключение составляют случаи строительства жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой. Здесь при снижении фактической стоимости подрядных работ подрядчик возвращает заказчику денежные средства, не использованные на цели строительства (абз. 5 подп. 1.1 п. 1 Указа № 361).

Как корректируются условия договора?

Среди предусмотренных ч. 2 п. 10 Положения № 1553 случаев корректировки неизменной цены нет случая, когда фактическая стоимость меньше неизменной цены. 

Однако в силу того, что указы имеют большую юридическую силу, чем постановления (абз. 4 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»), подлежит применению Указ № 361.

Таким образом, после подсчета точной разницы между фактической стоимостью и неизменной ценой к договору подряда необходимо заключить дополнительное соглашение. В последнем нужно указать обоснование снижения неизменной цены (измененные расчеты под фактически понесенные затраты), размер снижения, а также (в случае, если до этого соглашения заказчик с подрядчиком произвел полный расчет) сроки возврата суммы разницы на счет заказчика. 

Точно так же и во взаимоотношениях между генеральным подрядчиком и субподрядчиками при снижении фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство с государственной поддержкой, субподрядчик возвращает генеральному подрядчику денежные средства, не использованные на цели строительства. 

В случае, если условия о возврате разницы между фактической стоимостью и неизменной ценой были предусмотрены изначально в договоре подряда (субподряда), к договору надлежит заключить дополнительное соглашение с изменением неизменной цены с учетом фактической стоимости и приложением расчетов ее стоимости с учетом фактических затрат.

В случае, если договором и дополнительным соглашением не оговариваются условия возврата подрядчиком (субподрядчиком) разницы между фактической стоимостью и неизменной ценой, применяются нормы ст. 295 ГК.

Справочно.
Когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства (п. 2 ст. 295 ГК).

Какова ситуация при бюджетном финансировании?

При исполнении договоров подряда, а также поставки товаров при строительстве за счет бюджетных и приравненных к ним средств необходимо также учитывать требования подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"».

Так, допускается изменение условий договора в случае, предусмотренном в ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», а также в случаях:

— изменения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10 %. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого изменения;

— увеличения сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги) и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки;

— уменьшения цены договора без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в том числе их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик);

— изменения цены договора в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов);

— изменения срока исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы. 

Справочно.
При обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком допускается поставка товаров, являвшихся предметом государственной закупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены в договор (ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).

4494 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме