Вы на портале

Модернизация и (или) реконструкция: важные аспекты

Согласно ст. 3 Закона № 300-З законодательство в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из ГК, Закона № 300-З, иных законов, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и принятых в соответствии с ними иных актов законодательства, регулирующих отношения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. 

Как следует из п. 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах», к актам законодательства, регулирующим отношения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, относятся также соответствующие ТНПА.

Очевидно, что законодательство, регулирующее деятельность в строительстве, — одна из самых сложных отраслей права, и толкование его норм должно быть обоснованным. Рассмотрим, как это происходит на практике.

Орбухин Григорий

юрист

1502 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Термины и определения

Согласно п. 3.2 СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений» (далее — СП 1.04.01-2021) модернизация зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций (модернизация) — это совокупность строительно-монтажных, пусконаладочных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств капитальных строений (зданий, сооружений), инженерных и транспортных коммуникаций, их частей и (или) элементов, с приведением эксплуатационных показателей к уровню современных, обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, с устройством новых инженерных систем и оборудования в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), с переносом и (или) установкой перегородок без изменения назначения капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в существующих габаритах капитальных строений (зданий, сооружений), инженерных и транспортных коммуникаций.

Реконструкция объекта — это совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в том числе с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них (ст. 1 Закона № 300-З).

Для наглядности сравним вышеуказанные нормы в таблице.

Как видно из сравнения норм, основной признак реконструкции — выполнение работ, результатом которых является изменение назначения объекта и связанных с этим изменением строительного объема и (или) площади здания. При модернизации допустимые изменения ограничиваются переносом (установкой) перегородок и устройством новых инженерных систем.

Разрешительная документация при модернизации

В соответствии со ст. 21 Закона № 300-З проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации.

В развитие данной нормы Закона № 300-З постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 утверждено Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов (далее — Положение № 223).

Согласно п. 1 Положения № 223 разрешительная документация выдается на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство на землях общего пользования объекта, снос, в том числе на установку зарядных станций для электромобилей, за исключением объектов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

Как видно из приведенных норм, ни в Законе № 300-З, ни в Положении № 223 не указано, что при проведении модернизации объекта требуется получение разрешительной документации.

Также обратим внимание, что в п. 3 Положения № 223 перечислены случаи производства строительных работ на объекте, на которые не распространяется действие Положения № 223. В этом перечне модернизация отсутствует.

Таким образом, необходимость получения разрешительной документации при проведении модернизации законодательно не закреплена. Однако получать ее необходимо. 

Разъяснение и нормотворчество

Согласно п. 2¹ постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности» Министерству архитектуры и строительства предоставлено право разъяснять вопросы применения Положения № 223.

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь опубликовало письмо от 21.04.2022 № 02-1-02/5355 «О модернизации объектов» с разъяснением вопроса о необходимости получения разрешительной документации при проведении модернизации.

Справочно.
С текстом письма Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 21.04.2022 № 02-1-02/5355 «О модернизации объектов» можно ознакомиться по короткой ссылке clck.ru/32L6E8.

В резолютивной части письма разъясняется, что поскольку модернизация является видом реконструкции, то для выполнения работ в рамках модернизации объекта строительства требуется получение разрешительной документации в соответствии с Положением № 223. 

Какое-либо нормативное обоснование того, что модернизация — это вид реконструкции, в письме не приводится. 

Напомним, что в соответствии с Решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 03.10.2019 № Р-1190/2019 «О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов» письменные разъяснения применения нормативных правовых актов уполномоченных государственных органов (организаций) имеют особую правовую природу и не относятся к нормативным правовым актам, не уточняют и не дополняют правовое регулирование, а содержат рекомендации, направленные на формирование единообразной практики применения действующих правовых норм.

Оплата за выдачу разрешительной документации

Согласно Положению № 223 разрешительная документация выдается после заключения договора на оказание услуг и получения оплаты от заявителя. Так, порядок заключения договора при проведении реконструкции изложен в главе 2 Положения № 223. 

По нашему мнению, для заказчика существует риск, связанный с отнесением уплаченной суммы по договору на выдачу разрешительной документации к затратам, учитываемым при налогообложении, поскольку необходимость таких затрат нормативно не закреплена.

Техническая модернизация

Напомним, что кроме модернизации существует такое понятие, как «техническая модернизация». Согласно п. 3.7 СП 1.04.01-2021 техническая модернизация зданий и сооружений — это замена (установка нового) технологического оборудования на существующих производственных объектах с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных инженерных систем в границах модернизируемого объекта, устройству перегородок, отделочных работ и других работ, связанных с функционированием оборудования в пределах несущей способности конструкций объекта и обеспечением безопасности его эксплуатации.

Отличительными признаками технической модернизация являются следующие:

  • выполнение только на существующих производственных объектах;
  • новое строительство возможно только несущих оснований под оборудование, инженерных коммуникаций, перегородок с выполнением сопутствующих отделочных и иных работ, но только необходимых для устанавливаемого оборудования.

Для выполнения технической модернизации получение разрешительной документации не требуется (п. 3 Положения № 223).

1502 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме