Изменения в правилах заключения и исполнения договоров строительного подряда - jvs

Изменения в правилах заключения и исполнения договоров строительного подряда

С 14.04.2018 вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2018 № 274 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450», которым внесены очередные (уже седьмые по счету) изменения и дополнения в Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда (далее — Правила № 1450). Рассмотрим основные новшества.

Майборода Владимир

Юрист

2804 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Размер текущего аванса

Согласно новой редакции п. 57 Правил № 1450 по объектам, финансируемым с привлечением бюджетных средств, размер текущего аванса не должен превышать 70 % стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце, за вычетом суммы целевого аванса на материальные ресурсы, включаемые в договорную (контрактную) цену подрядных работ, предусмотренного к освоению в этом месяце.

В действовавшей ранее редакции предусматривалась выплата текущих авансов в размере не более 50 % стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце.

Определение размера неотработанного текущего аванса

В новой редакции ч. 2 п. 57 Правил № 1450 уточнен порядок определения размера неотработанного текущего аванса при строительстве объекта с привлечением бюджетных средств.

Поскольку в законодательстве в целом отсутствует определение термина «бюджетные средства», по нашему мнению, для целей применения ч. 2 п. 57 Правил № 1450 следует воспользоваться определением, содержащимся в примечании к ст. 21.17 КоАП.

Справочно. Под бюджетными средствами в ст. 21.17, 21.20 и 21.21 КоАП понимаются средства республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов.

В соответствии с ч. 2 п. 57 Правил № 1450 при невыполнении графика производства работ по вине подрядчика сумма отработанного текущего аванса определяется как произведение стоимости фактически выполненных строительных работ в расчетном месяце за вычетом суммы отработанного целевого аванса на установленный процент авансирования. Сумма неотработанного текущего аванса, определяемая как разница между суммой текущего аванса, фактически полученного подрядчиком для выполнения строительных работ в расчетном месяце, и суммой отработанного текущего аванса, признается чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком.

Подрядчик за пользование чужими денежными средствами уплачивает в бюджет, из которого осуществляется финансирование строительных работ, проценты, начисленные на сумму неотработанного текущего аванса, в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, выполненных в расчетном месяце, на который выдавался текущий аванс. Период пользования чужими денежными средствами определяется с даты получения текущего аванса до даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, в счет оплаты которого зачитывается неотработанный текущий аванс. Зачет подлежащей уплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в счет оплаты выполненных строительных работ не допускается.

По нашему мнению, новая редакция указанной нормы приведена в соответствие с методикой расчета суммы неотработанного целевого аванса, изложенного в письме Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.04.2015 № 04-3-03/3502 «О порядке расчета процентов за пользование чужими денежными средствами при несвоевременной отработке текущих авансов» (далее — Письмо № 3502).

Для определения размера отработанного текущего аванса применяется следующая формула:

САот = (СВР – СЦА) х Кав,

где САот — сумма отработанного текущего аванса в расчетном месяце;

СВР — сумма выполненных строительных работ согласно актам выполненных работ в расчетном месяце;

СЦА — сумма отработанного целевого аванса в расчетном месяце;

Кав — коэффициент авансирования, предусмотренный в договоре строительного подряда.

Сумма неотработанного текущего аванса определяется как:

СНА= СТА – САот,

где СНА — сумма неотработанного текущего аванса за расчетный месяц;

СТА — сумма текущего аванса, полученная подрядчиком для использования в расчетном месяце.

Приведем расчет суммы неотработанного текущего аванса на примере с использованием данных, изложенных в Письме № 3502.

Пример.
Договором строительного подряда предусмотрена выплата подрядчику текущих авансов в размере 70 % от стоимости работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце.

В апреле 2018 г. подрядчику перечислен целевой аванс на приобретение материалов в размере 72,0 тыс. руб. с планируемым освоением в мае 2018 г. — 40,0 тыс. руб.

Стоимость работ, предполагаемых к выполнению по графику производства работ в феврале, составила 140,0 тыс. руб.

20 апреля 2018 г. подрядчику перечислен текущий аванс на май в размере 70,0 тыс. руб. ((140,0 – 40,0) х 0,7).

Фактически целевой аванс освоен (отработан) в мае в сумме 30,0 тыс. руб.

Стоимость работ, выполненных в мае, составила 70,0 тыс. руб. (акт подписан 05.05.2018).

Сумма отработанного текущего аванса составит: (70 – 30) х 0,7 = 28,0 тыс. руб.

Сумма неотработанного текущего аванса составит: 70,0 – 28,0 = 42,0 тыс. руб.

На неотработанную часть текущего аванса начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ставки рефинансирования Национального банка.

При этом 12 тыс. руб. = ((70,0 – 30,0) – 28,0) будет являться суммой неотработанного текущего аванса, зачтенной в оплату работ в мае, а 30,0 тыс. руб. — суммой неотработанного текущего аванса в счет задолженности за подрядчиком.

На сумму 12,0 тыс. руб. насчитываются проценты за пользование чужими денежными средствами: 12 000 руб. х (10,5 % / 365) х 47 дней = 162,25 руб.

На сумму 30,0 тыс. руб. проценты за пользование чужими денежными средствами насчитываются после включения данной суммы в счет оплаты за расчетный месяц по дату подписания акта выполненных работ.

Обращаем внимание, что правила расчета суммы отработанного аванса применяются для строительства объектов с привлечением бюджетных средств. При строительстве объектов без привлечения бюджетных средств стороны договора строительного подряда вправе применить иной порядок расчета сумм отработанного аванса, предусмотрев его в договоре.

Целевые авансы

Законодатель внес следующие изменения в Правила № 1450 в части перечисления и использования целевых авансов.

Так, согласно новой редакции ч. 1 п. 58 Правил № 1450 по объектам, финансируемым с привлечением бюджетных средств, заказчик не вправе по согласованию с подрядчиком перечислять авансы непосредственно изготовителям материальных ресурсов, заключившим договоры с подрядчиком.

Также увеличен срок отработки целевых авансов с 3 до 4 месяцев.

Существенно расширен Перечень материальных ресурсов, на приобретение которых в договоре может предусматриваться выплата целевых авансов (приложение к Правилам № 1450). Из новых позиций отметим следующие:

— арматурная сталь и металлопрокат для сборных и монолитных железобетонных изделий и конструкций;

— запорная арматура;

— кабельная продукция;

— предварительно-изолированная продукция (трубы, соединительные детали, фитинги, тройники, арматура);

— пускорегулирующая аппаратура;

— распределительные шкафы;

— фасадные системы;

— элементы воздушных линий.

Внесенные изменения касаются только объектов, строящихся за счет средств бюджета, поскольку на основании п. 59 Правил № 1450 по объектам, финансируемым без привлечения бюджетных средств, по соглашению сторон могут определяться иные размеры авансов, направления и порядок их использования.

График поставки оборудования

Пункт 19 Правил № 1450 дополнен абз. 6, в соответствии с которым в перечень приложений к договору строительного подряда включен график поставки оборудования подрядчиком, если договором предусмотрено, что поставку оборудования осуществляет подрядчик.

Обратим внимание, что в силу п. 48 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88, торги на закупку товаров при строительстве проводятся при наличии договора строительного подряда на выполнение работ при строительстве объекта, графиков поставок товаров, осуществляемых застройщиком, заказчиком, подрядчиком, или иных документов, определяющих обязанность застройщика, заказчика, подрядчика по закупке соответствующих товаров для строительства объекта.

Таким образом, рассматриваемое дополнение уже ранее было предусмотрено иным документом и применялось на практике.

Приведение в соответствие с Декретом № 7

Ряд изменений и дополнений внесены в Правила № 1450 в целях приведения их норм в соответствие с Декретом № 7.

Капитальный ремонт. Из подп. 8.1 п. 8 Правил № 1450 исключено требование о получении разрешительной документации на капитальный ремонт.

Строительство объектов «под ключ». Внесены изменения в п. 27 Правил № 1450 в части обязанностей генерального подрядчика при строительстве объектов «под ключ».

Согласно новой редакции генеральный подрядчик обязан:

— получить исходную и разрешительную документацию;

— обеспечить выполнение работ по проектированию, строительству;

— выполнить часть функций заказчика по управлению строительством, переданных ему на основании договора;

— обеспечить выполнение пусконаладочных работ, работ по приемке объекта в эксплуатацию и передаче его заказчику.

Применение печати. Исключены требования о проставлении печати на договорах строительного подряда и приложениях к нему (п. 19 Правил № 1450).

Также не требуется печать в справке о стоимости выполненных работ и затратах (п. 55 Правил № 1450).

2804 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме