Изменения в порядке создания и ликвидации субъектов хозяйствования - jvs

Изменения в порядке создания и ликвидации субъектов хозяйствования

Президентом Республики Беларусь 28 февраля 2017 г. был подписан Декрет № 2 (далее — Декрет № 2), которым вносятся изменения в Декрет от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Целью изменений является совершенствование порядка создания и ликвидации субъектов хозяйствования, упрощение некоторых процедур и в целом улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.

Клещенок Вадим

адвокат АБ «Коржевич, Орсик и партнеры»

2130 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Некоторые изменения Декрета № 2 носят ключевой характер и в целом отражают изменение подхода законодателя в том числе к вопросам, возникавшим в правоприменительной практике. Другие же изменения можно отнести скорее к процедурным, они должны упростить сам ход регулируемого данным нормативным правовым актом процесса — как для субъектов хозяйствования, так и для государственных органов.

Открытие банковского счета при регистрации субъекта хозяйствования

Со вступлением в силу Декрета № 2 у предпринимателей появится возможность инициировать в заявлении о государственной регистрации направление регистрирующим органом в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию информации, необходимой для открытия текущего (расчетного) банковского счета. Такая информация направляется регистрирующим органом в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию в виде электронного документа.

Уточнен перечень документов, подаваемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию для открытия текущих (расчетных) банковских счетов.

Стремление нормативно упростить и ускорить данный этап начала деятельности субъекта хозяйствования является позитивным, однако представляется, что даже если механизм будет работать стройно, тем не менее без изменений в банковской сфере сохранится необходимость совершения определенных действий непосредственно самими предпринимателями.

Обращение к аудитору при ликвидации

С целью оптимизации определенных процессов новая редакция Декрета № 1 предусматривает, что при принятии решения о ликвидации субъект хозяйствования для проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет может обратиться к аудиторской организации, аудитору, осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Аудиторское заключение позволит избежать дополнительных проверок со стороны государственных органов, а также Белгосстраха (что до изменений являлось обязательным).

Декретом № 2 предусматривается перечень сведений, подлежащих такой аудиторской проверке: правильность исчисления, своевременность и полнота уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, наличие (отсутствие) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) непрекращенных обязательств перед таможенными органами, исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Аудиторы также устанавливают факт привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

Перечень данных заявления для регистрации субъекта хозяйствования

Уточнен перечень данных, которые своей подписью подтверждает заявитель при государственной регистрации. Речь идет о заявлении, форма которого устанавливается Министерством юстиции и в котором оговариваются условия признания государственной регистрации неправомерной.

Так, в частности, ранее регистрация не допускалась, если учредитель (участник) дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия имел не исполненные в срок гражданско-правовые обязательства, в том числе не возвращенные в срок суммы по кредитному договору (проценты, начисленные на них), или отсутствовало согласие всех кредиторов учредителя (участника) по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия.

Фактически это означает, что с момента вступления в силу Декрета № 2 снимается ограничение по созданию дочернего предприятия в случае наличия у его учредителя не исполненных в срок гражданско-правовых обязательств. Ранее указанное ограничение препятствовало в том числе и добросовестным субъектам хозяйствования, в связи с чем данное изменение является целесообразным и обоснованным.

Пункт заявления относительно обязательств лица изложен в новой редакции. Теперь, подписывая заявление о государственной регистрации субъекта хозяйствования, собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации, гражданин, регистрирующийся в качестве индивидуального предпринимателя, подтверждает отсутствие неисполненного вступившего в законную силу судебного постановления о взыскании денежных средств и (или) обращении взыскания на иное имущество, исполнительной надписи о взыскании с физических лиц, в том числе с индивидуальных предпринимателей, налогов, сборов (пошлин) и пеней, задолженности по обязательным страховым взносам и пеням в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Дополнительно введено условие о том, что на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации не является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации (индивидуальным предпринимателем), находящейся (находящимся) в реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере по основаниям, предусмотренным в абзацах втором, четвертом и пятом подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

Ответственность за нарушение порядка регистрации

Устанавливается, что регистрация субъектов хозяйствования, осуществленная на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, может быть признана недействительной по решению суда, рассматривающего экономические дела, с учетом характера допущенных нарушений, в том числе умышленного представления заведомо ложных сведений, и наличия ущерба, причиненного государственным и (или) имущественным интересам, гражданам и (или) юридическим лицам, а также иных обстоятельств.

Ранее последствия таких действий были безусловными, что также зачастую негативно отражалось на добросовестных предпринимателях. Сейчас можно говорить о более взвешенном подходе к этому вопросу, поскольку в каждом конкретном случае будут оцениваться индивидуальные обстоятельства, определяться характер и степень нарушений, наличие ущерба и т.д.

Срок возможного неосуществления предпринимательской деятельности

С внесением изменений в два раза увеличен срок возможного неосуществления предпринимательской деятельности. Установлено, что коммерческая организация подлежит ликвидации по решению собственника имущества (учредителей, участников) или органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в случае неосуществления предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев подряд. Ранее этот срок составлял 12 месяцев.

Приостановление деятельности ИП

В новой редакции Декрета № 1 устанавливается порядок приостановления деятельности индивидуального предпринимателя в связи с прохождением срочной военной или альтернативной службы, нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности, в случае вынесения индивидуальному предпринимателю приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Определяются связанные с этим обязанности индивидуального предпринимателя, в частности: прекратить заключенные им в связи с осуществлением деятельности трудовые и (или) гражданско-правовые договоры с работниками (работающими); обратиться в регистрирующий орган с заявлением о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя по установленной Министерством юстиции форме с приложением копии повестки военного комиссариата (его обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, в которой указан срок явки для отправки к месту срочной военной службы, либо предписания, выданного при направлении на альтернативную службу; подать в регистрирующий орган в трехмесячный срок с даты окончания состояния на военной службе или прохождения альтернативной службы заявление о возобновлении деятельности индивидуального предпринимателя.

Порядок приостановления деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности, а также в случае вынесения ему приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

2130 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме