Проведение закрытого конкурса
Пункт 7 Положения о закупках в строительстве дополнен случаем проведения закрытых торгов. Кроме ранее действовавших случаев теперь подрядные торги (торги) в форме закрытого конкурса должны проводиться в случае размещения заказов по объектам строительства, относящимся к производствам нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, нефтехимической и химической промышленности. Фактически данное изменение касается организаций, входящих в концерн «Белнефтехим».
В новой редакции изложена часть третья того же пункта, согласно которой особенности порядка организации и проведения закрытых подрядных торгов (торгов) определяются локальными нормативными правовыми актами государственных органов, а также иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, которые являются организаторами таких подрядных торгов (торгов), либо государственных органов, а также иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся организаторы подрядных торгов (торгов).
Выводы:
• подрядные торги в форме закрытого конкурса могут проводить организации, в случае если соответствующие правила установлены министерствами либо концернами. Если же организация не имеет ведомственного подчинения, она не может проводить подрядные торги в форме закрытого конкурса;
• проводить подрядные торги в форме закрытого конкурса может организатор торгов в случае, если он является государственным органом или концерном, либо организация, находящаяся в подчинении государственного органа или концерна. Например, генеральный подрядчик, выбранный по результатам проведения подрядных торгов в форме закрытого конкурса и не находящийся в подчинении государственного органа (концерна), имеющего право устанавливать особенности порядка организации и проведения закрытых подрядных торгов (торгов), не может провести подрядные торги в форме закрытого конкурса по выбору субподрядчика или для закупки материалов.
Обращаем также внимание, что законодательство не содержит норм, позволяющих проводить процедуру закрытых переговоров.
Преференциальная поправка
В новой редакции изложен п. 9 Положения о закупках в строительстве, согласно которому при проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:
— 15 % — в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
— 25 % — в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.
Справочно.
В соответствии с письмом Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 28.09.2012 № 04-34/18442 «О предоставлении национального режима» по состоянию на дату данного письма Республика Беларусь имела действующие международные договоры, предусматривающие предоставление национального режима в области внешней торговли, со следующими странами: Азербайджан, Армения, Бангладеш, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Сербия, Таджикистан, Украина и Узбекистан.
О своем праве на применение преференциальной поправки участник должен указать в конкурсном предложении, предложении для переговоров, приложив соответствующие документы.
Законодатель не разъяснил, что он понимает под соответствующими документами.
В отсутствие нормативных и ненормативных разъяснений, какие документы можно считать соответствующими для подтверждения происхождения товаров (работ, услуг) из Республики Беларусь, по нашему мнению, можно применять нормы, регулирующие сходные отношения при проведении государственных закупок.
В отсутствие нормативных и ненормативных разъяснений, какие документы можно считать соответствующими для подтверждения происхождения товаров (работ, услуг) из Республики Беларусь, возможно применение норм, регулирующих сходные отношения при проведении государственных закупок.
Закупка товаров
При закупке товаров для строительства возможно применение по аналогии следующих норм.
В пп. 2 и 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» определено, что документом, подтверждающим страну происхождения товара, для целей проведения процедур государственных закупок является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан или Российской Федерации по форме, установленной в Правилах определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными в указанных Правилах.
К сведению.
Выдача и удостоверение сертификата о происхождении товара осуществляются Белорусской торгово-промышленной палатой и ее унитарными предприятиями. Такие сертификаты заполняются с учетом особенностей, определяемых Министерством торговли, и действуют в течение 6 месяцев с даты их выдачи.
Также в качестве документа, подтверждающего происхождение товара, могут применяться сертификаты продукции (работ, услуг) собственного производства. Порядок выдачи таких сертификатов в Республике Беларусь установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2010 № 1520 «Об утверждении Положения о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства и Положения о порядке выдачи сертификатов услуг собственного производства банкам, небанковским кредитно-финансовым и страховым организациям».
Закупки работ (услуг)
Согласно письму Министерства торговли Республики Беларусь от 18.02.2014 № 14-03/552к «О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение» применительно к государственным закупкам документами, подтверждающими происхождение работ (услуг), являются свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и специальные разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности (в обязательном порядке, в случае если деятельность лицензируемая), либо сертификат работ и услуг собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами, либо иные аналогичные документы, выданные компетентными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Выводы:
• при закупке товаров для строительства документами, подтверждающими право на применение преференциальной поправки, могут являться сертификат о происхождении товара либо сертификат продукции собственного производства;
• при закупке строительных работ (услуг) документами, подтверждающими право на применение преференциальной поправки, могут являться свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя либо сертификат работ и услуг собственного производства;
• иные документы, подтверждающие происхождение товаров (работ, услуг) для целей преференциальной поправки, могут приниматься организатором процедуры закупки при условии их проверки и обоснования.
К сведению.
Преференциальная поправка не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки.
Конкурсная комиссия
В новой редакции части второй п. 13 Положения о закупках в строительстве установлено, что конкурсная комиссия осуществляет свою деятельность до момента заключения договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов). Согласно же предыдущей редакции конкурсная комиссия осуществляет свою деятельность до момента исполнения обязательств в соответствии с договором, заключенным по результатам проведения подрядных торгов (торгов).
Данное уточнение ликвидировало так называемую «мертвую норму», поскольку было совершенно непонятно, что именно делает конкурсная комиссия после заключения договора.
Однако обратим внимание на следующие обстоятельства. В соответствии с п. 2 Положения о закупках в строительстве конкурсная комиссия по проведению подрядных торгов (торгов, переговоров) (далее — конкурсная комиссия) — постоянный или временный орган, создаваемый организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) для их проведения и определения победителя.
В п. 5 Положения о закупках в строительстве закреплено, что процедура подрядных торгов (торгов) начинается с момента принятия решения об их проведении и завершается приемкой объекта, товаров (работ, услуг) в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
Из приведенных норм следует, что существует коллизия норм Положения о закупках в строительстве. Если конкурсная комиссия завершает свою работу при проведении подрядных торгов (торгов) после подписания заключения договора с победителем (а это орган, созданный для проведения процедуры закупки), то и процедура закупки должна считаться завершенной. Но такой вывод противоречит п. 5 вышеуказанного Положения, согласно которому процедура торгов заканчивается после сдачи объекта. Ситуацию усугубляет то, что Положение о закупках в строительстве не содержит норм, регламентирующих порядок приемки объектов, товаров (работ, услуг).
На наш взгляд, целесообразно внести изменения в п. 5 Положения о закупках в строительстве, приведя его в соответствие с нормами пп. 2 и 13 того же Положения.
Предварительный квалификационный отбор
Существенные изменения внесены в гл. 3 Положения о закупках в строительстве, регулирующую порядок проведения предварительного квалификационного отбора. Обратим внимание на два из них:
1. Ранее в пп. 19–22 Положения о закупках в строительстве содержалась норма, позволявшая организатору процедуры закупки в качестве критериев предварительного квалификационного отбора устанавливать по своему усмотрению иные показатели с учетом особенностей предмета заказа.
Теперь такая возможность исключена. Перечень критериев в каждом из пп. 19–22 Положения о закупках в строительстве является исчерпывающим и расширению не подлежит.
2. В пп. 19–22 Положения о закупках в строительстве формулировка критерия «наличие системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО серии 9000» заменена формулировкой «наличие системы управления качеством, подтвержденной сертификатом соответствия требованиям СТБ ISO 9001». Данное изменение ставит дополнительный барьер к участию в процедурах закупок нерезидентов Республики Беларусь, так как теперь для выполнения данного критерия нерезиденту недостаточно иметь международный сертификат ISO, выданный, например, в Европейском союзе, а необходимо получить сертификат соответствия, выданный белорусскими органами по сертификации.
Ценовое регулирование в Положении о закупках в строительстве
В Положение о закупках в строительстве внесен ряд изменений, направленных на регулирование ценообразования.
Так, в новой редакции изложена часть шестая подп. 31.3 п. 31 Положения о закупках в строительстве, согласно которой участник вправе указать в своем конкурсном предложении процент снижения цены по отношению к цене заказа, но не более 15 % от стартовой цены, с приложением соответствующих расчетов и обоснований. При снижении цены от 10 до 15 % договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в конкурсной документации, но не менее 15 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой. В случае, если размер обеспечения исполнения договора не был установлен в конкурсной документации, заказчик (организатор подрядных торгов) вправе устанавливать его в договоре в размере от 15 до 30 % цены заказа, выставленной в качестве стартовой.
Обратим внимание, что требование о предоставлении участником обеспечения в случае снижения цены от стартовой в диапазоне 10–15 % является императивным. Но в случае если размер обеспечения исполнения договора не был установлен в конкурсной документации, то, по нашему мнению, право устанавливать либо не устанавливать обеспечение исполнения договора при его заключении является правом заказчика.
Также существенным изменением в порядке проведения подрядных торгов является директивное установление соотношения между критериями оценки. Для этого в часть двенадцатую п. 36 Положения о закупках в строительстве внесено дополнение, согласно которому в конкурсной документации должен быть определен удельный вес каждого критерия путем установления процентного соотношения между ними. При этом удельный вес критерия «цена предложения» должен составлять не более 50 %.
Обращаем внимание, что критериями оценки конкурсных предложений не могут быть квалификационные данные участников. В качестве критериев могут использоваться те из существенных условий договора строительного подряда, указанных в п. 10 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, которые подлежат количественному выражению и оценке (например, сроки выполнения работ).
Рассмотрим на примере, к чему приводит директивное установление соотношения между критериями.
Пример.
Стоимость строительства объекта составляет 1 000 000 долл. США. Допустим, используется два критерия: цена и срок строительства. Для выполнения требований п. 36 Положения о закупках в строительстве вес каждого критерия установлен в размере 50 %.
Предложения подали два участника. Первый участник предлагает построить объект за 10 месяцев за 1 000 000 долл. США, второй — за 11 месяцев и 920 000 долл. США. Предложение второго участника по критерию «сроки строительства» на 10 % хуже, чем у первого. По критерию «цена предложения» предложение второго участника лучше, чем у первого, на 8 %. Для победы в подрядных торгах второму участнику необходимо снизить цену своего предложения более чем на 10 % по отношению к стартовой, что составляет 100 000 долл. США. Такое снижение не всегда возможно в реальных условиях. Кроме того, согласно подп. 31.3 п. 31 Положения о закупках в строительстве если снижение цены предложения составит более 10 % от стартовой, то может потребоваться предоставление обеспечения исполнения договора, что приведет к дополнительным расходам участника.
При таком соотношении, скорее всего, победу одержит первый участник. Однако возникает риторический вопрос: стоит ли месяц досрочного ввода объекта 100 000 долл. США?
Изменение в порядке проведения переговоров
Основным изменением в порядке проведения переговоров является замена процедуры снижения цены заказа на процедуру улучшения предложения для переговоров. Согласно новой редакции п. 77 Положения о закупках в строительстве процедура улучшения предложения для переговоров является дополнительным элементом переговоров и заключается в повышении предпочтительности предложений путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений, уменьшения сроков выполнения заказа, снижения размера аванса или улучшения других условий закупки предмета заказа при условии сохранения остальных положений своих предложений без изменений.
При проведении в рамках переговоров процедуры улучшения предложений организатор переговоров самостоятельно определяет порядок ее проведения.