Содержание:
Нормативное регулирование
Согласно подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее ‒ постановление № 229) республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи (далее – организации), осуществляют закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств в соответствии с постановлением № 229, если иное не установлено законодательными актами.
В силу подп. 1.2 п. 1 действие постановления № 229, за исключением подп. 2.19 п. 2, не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств согласно приложению 1 к данному постановлению, если иное не установлено в подп. 1.11 п. 1 постановления № 229.
Справочно.
При закупках товаров (работ, услуг) в строительстве, в том числе при ремонте объектов, их реконструкции, реставрации и благоустройстве, за исключением закупок с привлечением полностью или частично средств внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, действие постановления № 229 не распространяется.
Пункт 3 приложения 1 к постановлению № 229 корреспондируется с абз. 25 подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7), согласно которому предусмотрена императивная норма: «не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений)».
Соответственно, исходя из подп. 1.2 п. 1 постановления № 229, п. 3 приложения 1 к постановлению № 229, ч. 2 подп. 2.1 п. 2 постановления № 229 при регламентации порядка проведения закупок за счет собственных средств должны быть учтены виды процедур закупок, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств.
При этом из подп. 1.2 п. 1, подп. 2.1 и 2.2 п. 2 постановления № 229 следует, что под процедурами закупок понимаются непосредственно процедуры закупок из одного источника, процедуры конкурентных закупок. С учетом подп. 1.2 п. 1 и ч. 2 подп. 2.1 п. 2 постановления № 229 при наличии оснований для проведения закупок без процедур, перечисленных в приложении 1 к постановлению № 229, такие закупки не подлежат регулированию в порядке закупок за счет собственных средств.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств при строительстве, если предмет закупки не финансируется полностью или частично за счет бюджетных и приравненных к ним средств, приобретается без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, не подпадают под регулирование постановления № 229.
Особенности организации закупок
Согласно ч. 1 подп. 2.13 п. 2 постановления № 229 республиканские органы государственного управления, иные государственные органы (организации), государственные объединения, управляющие компании холдингов с участием государства (далее – государственный орган, государственная организация) с учетом специфики осуществления деятельности вправе определять в соответствии с требованиями постановления № 229 для находящихся в их подчинении организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств.
Справочно.
Особенности организации и осуществления закупок за счет собственных средств размещаются в открытом доступе в информационной системе «Тендеры».
Перечень прав и особенностей осуществления закупок за счет собственных средств для организаций, находящихся в подчинении государственных органов, государственных организаций (входящих в состав, систему организаций, являющихся дочерними компаниями холдингов), изложен в ч. 2 подп. 2.13 п. 2 постановления № 229.
Установление государственными органами, государственными организациями для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему, являющихся дочерними компаниями холдингов) организаций требований к осуществлению закупок за счет собственных средств, не предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, не допускается.
Справочно.
Абзацем 3 п. 1 Декрета № 7 предусмотрен принцип саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования.
С учетом изложенного выше можно сделать вывод о недопустимости, если иное не предусмотрено в нормативных правовых актах, регулирования со стороны государственных органов, государственных организаций отношений по закупкам товаров (работ, услуг) за счет собственных средств при строительстве для субъектов хозяйствования, которые являются организациями, указанными в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229, что будет противоречить ч. 3 подп. 2.13 п. 2 постановления № 229 и абз. 3 п. 1 Декрета № 7.
Частью 1 п. 51 постановления № 229 предусмотрена рекомендация: «… местным Советам депутатов определить с учетом положений настоящего постановления порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности».
С учетом вышеизложенного полагаем, что при принятии решений местными Советами депутатов должен быть принят и определен порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств для лиц, подпадающих под признаки, указанные в ч. 1 п. 51 постановления № 229.