Инвестиционный договор второго уровня с Республикой Беларусь - jvs

Инвестиционный договор второго уровня с Республикой Беларусь

Одним из наиболее применяемых преференциальных режимов в Беларуси до настоящего времени остается механизм заключения инвестиционного договора с государством. По такому договору одна сторона (инвестор) обязуется реализовать на территории республики инвестиционный проект (например, построить объект) в определенные сроки и на иных условиях, предусмотренных данным договором, а вторая сторона (Республика Беларусь) обязуется содействовать инвестору в реализации проекта, в том числе путем предоставления льгот и преференций. О правовой природе и особенностях заключения таких договоров рассуждает А. Антонов.

Антонов Александр

Адвокат МОКА, юридическая группа REVERA


1879 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовая основа заключения инвестиционных договоров

Правовой основой для заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь является Декрет Президента от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10). Подпункт 1.2 п. 1 Декрета № 10 разделяет инвестиционные договоры с государством на две группы (уровня):

1) инвестиционные договоры, которыми не предусматривается предоставление дополнительных льгот и (или) преференций, кроме установленных Декретом № 10, иными актами законодательства (далее — инвестиционные договоры первого уровня);

2) инвестиционные договоры, которыми предусматривается предоставление дополнительных льгот и (или) преференций, кроме установленных Декретом № 10, иными актами законодательства (далее — инвестиционные договоры второго уровня).

Льготы и преференции

Законодательство не содержит закрытого перечня льгот и преференций, которые могут быть предоставлены инвестиционным договором второго уровня. Следовательно, инвестор вправе запросить у государства любые льготы и преференции по своему усмотрению. Разумеется, у государства нет обязательства принять все требования (пожелания) инвестора.

С точки зрения юридической техники известная нам практика пошла по тому пути, что при реализации инвестиционных проектов с использованием инвестиционного договора второго уровня предоставление дополнительных льгот и (или) преференций возможно как путем их включения в текст самого инвестиционного договора, так и путем включения этих льгот и (или) преференций в указы Президента, которые определяют условия реализации соответствующих проектов. При этом в отличие от содержания самих инвестиционных договоров, которые носят конфиденциальный характер, многие указы Президента находятся в открытом доступе.

С использованием механизма инвестиционного договора второго уровня и (или) специального Указа Президента реализованы (реализуются), например, следующие проекты:

• ЗАО «БНБК» — «Организация высокотехнологичного агропромышленного производства полного цикла на 2016–2032 годы» (Указ от 08.08.2016 № 300, далее — Указ № 300);

• ИООО «ДАНА АСТРА» — «Строительство в г. Минске в границах ул. Аэродромной — полосы отвода железной дороги участка Минск — Гомель — 3-го Городского кольца — улиц Кижеватова — Брилевской объекта «Экспериментальный многофункциональный комплекс "Минск-Мир"» (Указ от 22.09.2014 № 456, далее — Указ № 456);

• СООО «Элит Эстейт» — «Строительство и оснащение многофункционального комплекса с гостиницей в г. Минске в квартале просп. Независимости — ул. Я. Купалы — р. Свислочь, а также инфраструктуры, включая инженерную и транспортную, обеспечивающей его функционирование» (Указ от 11.05.2010 № 243, далее — Указ № 243);

• СЗАО «БЕЛДЖИ» — «Организация производства по сборке легковых автомобилей на 2012–2030 годы» (Указ от 16.01.2014 № 35, далее — Указ № 35).

Льготы, которые обычно предусматривают инвестиционные договоры второго уровня, можно разделить на несколько категорий: налоговые, в сфере внешней торговли и валютного регулирования, в строительстве и т.д.

Рассмотрим основные из них.

Налоговые льготы 

Они выражаются:

— в освобождении от обязанности по исчислению и удержанию налога на прибыль с дивидендов в случае распределения и выплаты дивидендов заказчиком в пользу своего участника (подп. 3.2 п. 3 Указа № 243);

— в освобождении от налогообложения налогом на прибыль валовой прибыли, полученной от деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта (подп. 3.4 п. 3 Указа № 243).

Льготы в сфере внешней торговли

Данный вид льгот представляет собой неприменение сроков завершения внешнеторговых операций (подп. 3.7 п. 3 Указа № 35).

Льготы в сфере валютного регулирования

Возможность производить расчеты с резидентами в иностранной валюте является льготой в сфере валютного регулирования (подп. 3.23 п. 3 Указа № 456).

Льготы в строительстве

Возможность применения иностранных норм при проектировании без полноценной адаптации к нормам Республики Беларусь представляет собой льготы в строительстве (подп. 2.6 п. 2 Указа № 243).

Льготы в сфере миграции

Право регистрации по месту жительства и регистрации по месту пребывания иностранных граждан, привлекаемых для реализации инвестиционного проекта, в жилых помещениях, не являющихся объектами недвижимого имущества и (или) не подлежащих включению в состав жилищного фонда (то есть по месту нахождения «стройгородка»), предусмотрено п. 4-2 Указа № 300.

Льготы в сфере ценообразования

В гражданско-правовых договорах, заключаемых участниками инвестиционного проекта, цены определяются по соглашению сторон, без учета ограничений законодательства, что является льготой в сфере ценообразования (подп. 2.9 п. 2 Указа № 243).

Льготы в области земельных правоотношений

Передача в залог права аренды земельного участка может осуществляться без внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка (подп. 2.27 п. 2 Указа № 243).

Гарантии прав инвестора

В случае если акты законодательства (за исключением актов законодательства в области обороны, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, здравоохранения и таможенного регулирования), принятые (изданные) после начала реализации проекта, ухудшают положение заказчика и условия его деятельности (в том числе если актами законодательства устанавливаются новые налоги и сборы либо увеличиваются ставки действующих налогов и сборов), к заказчику в течение определенного срока применяется ранее действовавшее законодательство (стабилизационная оговорка (grandfather clause), подп. 2.24 п. 2 Указа № 243).

Иные льготы

Неприменение типовых форм договоров, предусмотренное подп. 3.14 п. 3 Указа № 456, представляет собой иные льготы инвестиционного договора второго уровня.

Выводы:
Исходя из вышеизложенного, отметим, что инвесторы вправе претендовать на получение широкого набора льгот и преференций. В то же время для их успешного получения требуется детально обосновать необходимость предоставления таких льгот, а также значимость реализации инвестиционного проекта для республики в целом.
В этой связи при реализации проектов следует прорабатывать различные преференциальные режимы. Например, при соответствии инвестиционного проекта заранее определенным критериям не может быть отказано в предоставлении статуса резидента Индустриального парка «Великий камень», которым предоставляются практически все льготы, на которые можно рассчитывать, заключая инвестиционный договор с Республикой Беларусь второго уровня. Иногда важен и временной фактор: на практике получение статуса резидента Индустриального парка «Великий камень» со всеми процедурами занимает не более месяца, переговоры по заключению инвестиционного договора второго уровня — не менее полугода. Однако следует отметить, что не все проекты, в том числе территориально, могут быть реализованы в том же Индустриальном парке «Великий камень».

1879 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме