Экономия подрядчика: миф или реальность?

На первый взгляд правила игры для заказчиков и подрядчиков при заключении и исполнении договоров строительного подряда с неизменной договорной (контрактной) ценой четко определены действующим законодательством. Однако проблема реализации подрядчиком своего права на получение оплаты за выполненные работы по неизменной договорной (контрактной) цене до настоящего момента остается острой и наболевшей для подрядных организаций из-за кардинального расхождения между буквальным толкованием законодательства и практикой его применения. Вследствие этого экономия подрядчика рассматривается как завышение стоимости строительства и не подлежащие оплате фактически не выполненные подрядчиком работы.

Ахраменко Виктория

юрист ООО «Стройновация»

2562 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Неизменная цена = твердая цена?

В соответствии с Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361» (далее — Положение № 1553), неизменная договорная (контрактная) цена (далее — неизменная цена) — это цена, определяемая по результатам выбора заказчиком подрядной организации на основании цены ее предложения, которая формируется последней на основании представляемой заказчиком проектно-сметной документации (далее — ПСД) и является неизменной до завершения строительства, за исключением случаев, исчерпывающий перечень которых установлен в п. 10 Положения № 1553.

Отметим, что неизменная цена является не предусмотренным ГК видом цены договора и содержит в себе элементы правового регулирования как твердой (в части стоимости работ и материалов), так и приблизительной цены (в части стоимости оборудования).

Вместе с тем согласно п. 10 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда» договорная (контрактная) цена, определенная в соответствии с Положением № 1553, является твердой на весь период строительства.

Таким образом, в отношении неизменной цены применяются правила ГК, касающиеся твердой цены. Так, на основании п. 6 ст. 663 ГК подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены (а заказчик — ее уменьшения) до окончания исполнения договора. Согласно п. 1 ст. 664 ГК в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении договорной цены, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором (сметой), если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ.

Когда неизменная цена может быть изменена?

При изменении цены договора строительного подряда (далее — договор) необходимо руководствоваться условиями договора, а также императивными нормами законодательства, которые определяют порядок формирования и изменения цены строительства.

Справочно:
Как правило, договорная цена в виде цены предложения подрядчика является критерием, на основании которого определяется победитель подрядных торгов.

Отметим, что п. 10 Правил № 1450 относит договорную (контрактную) цену или способ ее определения к существенным условиям договора.

Неизменная цена корректируется в том числе в случае изменения по инициативе заказчика в установленном порядке ПСД (п. 10 Положения № 1553).

Однако в п. 72 Правил № 1450 предусмотрен запрет на изменение существенных условий договора, на основании которых определялся победитель подрядных торгов, за исключением случаев, указанных в п. 75 Правил № 1450:

1) реорганизация юридического лица, являющегося одной из сторон договора;

2) необходимость изменения сроков строительства объекта (выполнения строительных работ) в случаях, предусмотренных в ч. 1 п. 75 Правил № 1450;

3) существенное увеличение стоимости строительства объекта (выполнения строительных работ) вследствие внесения заказчиком изменений в проектную документацию или изменения налогового законодательства.

Справочно:
Внесение изменений и (или) дополнений в утвержденные архитектурный и строительный проекты не является обязательным в случаях, определенных п. 8 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

Таким образом, законодательством установлено, что корректировка договорной цены в связи с внесением по инициативе заказчика изменений в ПСД допускается только в том случае, если такие изменения повлекли существенное увеличение стоимости строительства.

Аналогичное условие содержится и в ч. 4 подп. 4.11 п. 4 ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.03.2014 № 85.

Порядок внесения изменений в проектную документацию определен СТБ 2255-2012 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к документации строительного проекта».

Имеет ли подрядчик право на получение экономии?

Исходя из п. 11 Положения № 1553 в случае, если фактическая стоимость подрядных работ оказалась меньше по отношению к неизменной цене при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с ПСД, подрядчик сохраняет право на оплату работ согласно предусмотренной договором неизменной цене. Снижение фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной цене является экономией подрядчика и относится на финансовые результаты его деятельности. Экономия подрядчика в виде положительной разницы между неизменной ценой и фактической стоимостью подрядных работ может быть получена в результате изменения способов производства работ и принятия подрядчиком иных мер. При этом отметим, что перечень получения экономии подрядчика является открытым.

Справочно:
Экономия подрядчика может быть получена в результате изменения способов производства работ по сравнению с предусмотренными ПСД при условии соблюдения проектных характеристик по потребительским, прочностным и эксплуатационным качествам, а также требований по надежности и безопасности, установленных техническими нормативными правовыми актами.

Согласно п. 3 ст. 657 ГК подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика.

Таким образом, законодательством установлено очевидное для подрядных организаций правило: подрядчик вправе самостоятельно изменить способ выполнения работ, применить любой механизм удешевления строительства при условии достижения в конечном итоге потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с ПСД, получив при этом оплату выполненных работ согласно предусмотренной договором неизменной цене.

Сумма, подлежащая выплате подрядчику за выполненные работы, равная неизменной цене, состоит из двух составляющих: фактической стоимости выполненных работ и экономии подрядчика.

Что выходит на практике?

Как показывает практика, указанные положения законодательства трактуются неоднозначно. Государственные органы в лице суда и Комитета государственного контроля считают несправедливым, что действующее законодательство позволяет подрядчикам предъявлять к оплате под видом экономии стоимость работ, не предусмотренных проектом, выполненных без ухудшения потребительских качеств объекта, что предусмотрено ч. 2 и 4 п. 11 Положения №1553.

Полагаем, что такое неприятие норм законодательства, гарантирующих подрядчикам право на получение экономии, связано с существующей на практике коллизией между постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства» (далее — постановление № 12) и Положением № 1553.

Отметим, что постановлением № 12, действие которого распространяется только на объекты, строительство которых осуществляется за счет бюджетных и приравненных к ним средств, введено понятие завышения стоимости строительства. Так, завышение стоимости строительства составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы, стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком; работы, не подтвержденные документально соответствующими расчетами и обоснованиями; фактически не выполненные и (или) ранее оплаченные работы.

В свою очередь, Положение № 1553 регулирует строительство всех объектов независимо от источника финансирования и прямо устанавливает право подрядчика на получение в счет оплаты выполненных работ также положительной разницы между их договорной стоимостью и фактической при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией.

Каков итог?

При существующей коллизии между нормативными правовыми актами экономия подрядчика рассматривается сквозь призму постановления № 12 как завышение стоимости строительства и не подлежащие оплате фактически не выполненные подрядчиком работы.

Существующая коллизия позволяет заказчикам применять указанные нормы в ущерб интересам подрядчика и снижать цену работ в тех случаях, когда подрядчик рассчитывает получить экономию, и не повышать ее в других случаях, когда затраты подрядчика превышают договорную стоимость работ. Такое положение вещей ведет к неизбежному ухудшению финансового положения подрядчиков, ставящему их на грань существования, что крайне негативно отражается на развитии строительной отрасли.

От редакции:
Тема исполнения договоров строительного подряда с неизменной ценой в части реализации подрядчиком своего права на получение экономии очень объемная, многогранная и чрезвычайно конфликтная. В этой связи ей следует уделить отдельную площадку для дискуссии, обмена практическим опытом и выработки практических рекомендаций.
Предложения по урегулированию спорных ситуаций, возникших между заказчиком и подрядчиком по вопросам выплаты экономии подрядчика и корректировки неизменной договорной цены, практические рекомендации, обзор норм законодательства, регулирующих данные вопросы, и их практическое применение, обзор судебной практики по рассмотрению споров данной категории — в следующих статьях автора.

2562 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме