Нововведения, предусмотренные Указом
Указом предусмотрено создание с 1 сентября 2021 г. по 31 декабря 2025 г. фондов развития строительной отрасли (далее — фонды):
— республиканского внебюджетного фонда — в Минстройархитектуры;
— областных и Минского городского внебюджетных фондов — в облисполкомах и Минском горисполкоме.
Республиканский внебюджетный фонд будет формироваться за счет отчислений от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями, входящими в систему Минстройархитектуры.
Областные и Минский городской внебюджетные фонды будут формироваться за счет отчислений от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями независимо от их форм собственности и подчиненности, зарегистрированными на территории соответствующих областей и г. Минска, за исключением подрядных организаций, входящих в систему Минстройархитектуры.
Размер отчислений в фонды составит 1 % от стоимости строительных работ.
Отчисления в фонды
По бухгалтерскому учету отчисления в фонды:
— относятся на себестоимость строительных и иных специальных монтажных работ, выполненных юридическими лицами Республики Беларусь — генеральными подрядчиками, подрядчиками, субподрядчиками (далее — подрядные организации) собственными силами;
— не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли.
Действие норм Указа и Положения по кругу лиц
Отчисления в фонды в размере 1 % от стоимости строительных работ предусматриваются заказчиками по объектам, строительство которых начинается с 1 сентября 2021 г.
Поскольку нормы, установленные Указом и Положением, по своему смыслу ухудшают правовое положение заказчиков строительства, они не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами (п. 1, ч. 2 п. 2 ст. 66 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»).
При этом в п. 4 Положения прямо указано, что отчисления на формирование фондов развития строительной отрасли осуществляются заказчиками по объектам, строительство которых начинается с 1 сентября 2021 г. То есть заказчики по объектам, строительство которых начато до 1 сентября 2021 г., отчислений в фонды не осуществляют.
Нормы Указа и Положения по общему правилу будут распространяться:
1) на подрядные организации всех форм собственности, выполнившие в отчетном месяце строительные работы собственными силами по объектам строительства, по которым в сводном сметном расчете стоимости строительства, в неизменной договорной (контрактной) цене на строительство объекта преду-смотрены денежные средства на отчисления в Республиканский и региональные фонды (то есть по объектам, строительство которых начинается с 1 сентября 2021 г. и позже);
2) заказчиков, застройщиков всех форм собственности по объектам, строительство которых начинается с 1 сентября 2021 г.
Нормы Указа и Положения не будут распространяться на заказчиков и подрядные организации всех форм собственности:
1) зарегистрированные в качестве резидентов свободных (особых) экономических зон;
2) выполняющие строительные работы по объектам, строительство которых ведется в настоящее время или начинается до 1 сентября 2021 г.;
3) выполняющие строительные работы с 1 сентября 2021 г. на объектах строительства:
— жилых домов;
— объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки, включая индивидуальную;
— объектах, строящихся с использованием средств республиканского и (или) местных бюджетов, иных государственных средств, имеющих целевое назначение; внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства; кредитов банков Республики Беларусь, предоставленных под гарантии Правительства, облисполкомов и Минского горисполкома, а также кредитов банков, погашение которых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
Отчетность о перечислениях в фонд
Заказчики ежемесячно не позднее:
— 30-го числа месяца, следующего за отчетным, производят перечисление на соответствующие текущие (расчетные) банковские счета главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску денежных средств в размере 1 % от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями собственными силами в отчетном месяце, с учетом выплаченных им текущих и целевых авансов;
— 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным, представляют подрядным организациям копии платежных поручений на перечисление денежных средств.
За неперечисление или несвоевременное перечисление денежных средств заказчики уплачивают в соответствующие фонды пеню от невнесенной (несвоевременно внесенной) суммы в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка на день осуществления платежа за каждый день просрочки, включая день перечисления денежных средств.
Таким образом, обязанность по формированию фондов возлагается на заказчиков. Подрядные организации отчисления в фонды производить не обязаны, но при этом должны не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным, представлять распорядителям денежных средств фондов информацию о перечислении денежных средств в эти фонды, сформированную на основании полученных от заказчиков копий платежных поручений на перечисление денежных средств.
Порядок использования денежных средств фондов организациями строительной отрасли
Денежные средства фондов имеют целевое назначение и будут использоваться на финансирование:
— приобретения строительных машин и механизмов, транспортных средств и технологического оборудования, необходимых для осуществления строительной деятельности;
— мероприятий по проведению модернизации и технического переоснащения производственных мощностей индустриального домостроения, производству железобетонных изделий.
Использование денежных средств фондов осуществляется путем их выделения на безвозвратной основе распорядителями денежных средств этих фондов:
— организациям строительной отрасли, входящим в систему Минстройархитектуры, — Министерством архитектуры и строительства;
— организациям строительной отрасли независимо от форм собственности и подчиненности, зарегистрированным на территории областей и г. Минска, за исключением организаций строительной отрасли, входящих в систему Минстройархитектуры, — облисполкомами и Мингорисполкомом.
Таким образом, документ предусматривает финансирование как государственных, так и частных организаций.
Контроль за выполнением Указа возложен на Комитет государственного контроля.