Вы на портале

Договор на проведение капремонта с благоустройством: источники финансирования и обязанности сторон

В данной статье продолжим рассматривать существенные условия договора на проведение капитального ремонта с благоустройством, а именно: источники и объемы финансирования, обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора.

Горелов Николай
Горелов Николай
Директор ООО «Юридическая компания Альянс Права Консалт», юрист с опытом работы в должности судьи, заместителя председателя суда общей юрисдикции
86 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Источники и объемы финансирования

Источниками финансирования могут быть бюджетные средства, средства внешних государственных займов и внешних займов, привлеченные под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредиты банков Республики Беларусь, привлеченные под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, собственные средства заказчиков и пр.

Определение источника финансирования является важным как для последующего формирования ценообразования при взаимоотношениях с поставщиками строительных материалов (оборудования) с учетом положений постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.12.2023 № 125 «О порядке регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции», так и для применения/неприменения положений Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З).

Справочно.
Регулирование закупок товаров (работ, услуг) осуществляется в зависимости от источника финансирования в том числе в соответствии с законодательством о закупках за счет собственных средств.

Например, по объектам, финансируемым с привлечением бюджетных средств, размер текущего аванса не должен превышать 70 % стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце, за вычетом суммы целевого аванса на материальные ресурсы, включаемые в договорную (контрактную) цену подрядных работ, предусмотренного к освоению в этом месяце (п. 57 Правил № 1450).

Кроме того, финансирование объекта за счет бюджетных средств исключает для субподрядчика возможность привлечения третьих лиц (субсубподрядчиков) для выполнения отдельных видов строительных работ (ч. 2 п. 29 Правил № 1450).

Обратите внимание
Нарушение вышеизложенных правил может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 12.10, 22.3 КоАП.

На практике возникает вопрос: что является источником финансирования в договоре подряда, заключенном с заказчиком, осуществляющим строительство за счет бюджетных средств, — собственные средства или бюджетные?

Полагаем, что в данной ситуации необходимо руководствоваться:

  • разъяснениями Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) от 26.02.2016 № 14-04/459К «О разъяснении законодательства», от 21.02.2019 № 14-01-06/557к «О рассмотрении обращения»). В разъяснениях предусмотрено, что денежные средства, получаемые генподрядчиком по договору строительного подряда, являются собственными средствами генподрядчика. Следовательно, приобретение товаров (работ, услуг) должно осуществляться на основании законодательства, регулирующего закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств. Юридическое лицо, приобретая работы и услуги при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, оплата за которые осуществляется из средств, размещенных на его банковском счете, не руководствуется требованиями законодательства о госзакупках, поскольку данные денежные средства рассматриваются как собственные;
  • разъяснением МАРТ от 24.06.2021 № 14-01-10/1598, согласно которому только получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов является заказчиком в госзакупках и должен осуществлять приобретение товаров (работ, услуг) за счет таких средств в соответствии с требованиями Закона № 419-З.

В то же время денежные средства, получаемые генподрядчиком в рамках исполнения договора госзакупки, заключенного по результатам процедуры закупки, становятся его собственными и, следовательно, руководствоваться законодательством о госзакупках при приобретении за счет указанных средств товаров (работ, услуг) генподрядчику не требуется.

Таким образом, если заказчик перечисляет генподрядчику бюджетные денежные средства для исполнения договора (авансирование), то последующее распоряжение указанными денежными средствами генподрядчиком будет являться распоряжением собственными средствами.

Если заказчик по условиям договора сам осуществляет оплату товаров, материалов, услуг субподрядной организации, то применяются правила законодательства о бюджетном финансировании, в том числе Инструкции о порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120 (в ред. от 26.07.2024).

Поскольку капитальный ремонт является одним из видов строительной деятельности, то в силу подп. 1.73 п. 1 ст. 1 КоАГСД при осуществлении капитального ремонта не подлежат применению положения Инструкции о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66.

Объем финансирования представляет собой сумму денежных средств, определенных разделом договора, определяющим его цену, необходимую для исполнения договора подрядчиком. 

Как правило, объем финансирования закрепляется в графике платежей, прилагается к договору строительного подряда и является его неотъемлемой частью.

Справочно.
Форма графика платежей установлена в приложении 3 к Положению № 1553.

Обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора

Обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора на проведение капитального ремонта с благоустройством не содержат «эксклюзивных» особенностей в сравнении с общими обязанностями, установленными для сторон договора подряда в положениях пп. 24, п. 26 Правил № 1450.

С учетом альтернативности некоторых обязанностей, изложенных в Правилах № 1450, ГК, целесообразно предусмотреть в договоре следующее:

  • обязанность заказчика оплатить всю предусмотренную в смете стоимость работ в случае гибели или повреждения объекта строительства до его приемки заказчиком вследствие недоброкачественности предоставленного заказчиком материала (деталей, конструкций) или оборудования либо исполнения его ошибочных указаний (п. 2 ст. 697 ГК);
  • обязанность заказчика осуществлять контроль и надзор за строительством, оговаривая его ответственность за принятие без проверки результата работ в случае обнаружения их ненадлежащего качества (пп. 2 и 4 ст. 703 ГК);
  • обязанность стороны, которая несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта, результата строительных работ, материальных ресурсов либо ответственность за причинение при осуществлении строительной деятельности вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски (п. 31 Правил № 1450);
  • обязанности по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием (п. 1 ст. 700 ГК);
  • обязанность исправлять за счет заказчика результат строительных работ ненадлежащего качества, за который подрядчик не несет ответственности, если это предусмотрено договором, кроме случаев, когда эти работы не могут быть выполнены по не зависящим от подрядчика причинам (ч. 14 п. 25 Правил № 1450);
  • обязанность по обеспечению материальными ресурсами, водо-, электро- и теплоэнергией.

Обратите внимание
Если распределение обязанностей по обеспечению материалами при исполнении договора капитального ремонта обычно споров не вызывает, то затраты по обеспечению электро- и теплоэнергией зачастую становятся предметом спора ввиду неурегулирования обязанности по их оплате в договоре.

По общему правилу (п. 39 Правил № 1450) обязанность по обеспечению материальными ресурсами, к которым относятся все виды энергии, несет подрядчик, если иное не установлено договором. Поэтому для подрядчика важно внести такие условия, которые возлагали бы обязанность по обеспечению энергией и ее оплате на заказчика либо в полном объеме, либо в случае невыполнения условий договора в срок по вине заказчика (в частности, в случае продления срока выполнения капитального ремонта на зимний период в результате некачественной ПСД, недостаточного финансирования и др.).

Основные причины такого продления — ненадлежащая проектная документация (в случае необходимости ее разработки), обязанность по предоставлению которой по общему правилу несет заказчик (пп. 24 и 26 Правил № 1450).

Если подрядчик не сможет добиться включения таких условий в договор, при возникновении спора относительно обязанности по возмещению данного вида материальных ресурсов решение будет не в его пользу.

Справочно.
Примеры судебной практики:
• решение экономического суда г. Минска от 25.07.2023 по делу № 155ЭИП232109;
• решение экономического суда г. Минска от 19.09.2024 по делу № 155ЭИП242549.

Поскольку заказчик также заинтересован в том, чтобы не нести дополнительные расходы по оплате тепловой энергии, то урегулирование данного вопроса зависит от уровня заинтересованности каждой из сторон договора в его заключении и своевременном исполнении (для заказчика — в скорейшем осуществлении капитального ремонта объекта и его дальнейшей эксплуатации, для подрядчика — в получении объемов работ, их стоимости и в целом от экономических условий договора).

Кроме того, договором могут быть предусмотрены и иные, не противоречащие законодательству условия, касающиеся обязанности оформления результатов выполненных работ, проверки их качества, исполнения гарантийных обязательств и пр.

Продолжение — в следующем номере


86 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме