Комментарий к Директиве Президента Республики Беларусь от 04.03.2019 № 8
Упрощение административных процедур
В соответствии с абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Директивы № 8 на Совет Министров возложена обязанность обеспечить сокращение количества и сроков административных процедур, упростить порядок их осуществления на всех этапах строительной деятельности с максимальным внедрением принципа «одно окно». Считаем, что это положительные изменения для белорусской строительной деятельности, которые в целом могут повлиять на сокращение сроков проектирования и строительства объектов.
Принятие мер по соблюдению нормативных сроков строительства
Согласно положениям Директивы № 8 (абз. 2 подп. 1.2 п. 1) Совет Министров совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом должен принять меры по соблюдению нормативных сроков строительства при возведении объектов, в том числе многоквартирных жилых домов. При этом не уточняется, в какой форме должны быть приняты данные меры.
Напомним, что законодателем уже предпринимались меры по стимулированию соблюдения нормативных сроков строительства. Так, в 2016 г. в КоАП была введена ст. 21.26, предусматривающая ответственность субъектов строительной деятельности в виде штрафа за превышение нормативных сроков строительства. Полагаем, с учетом Директивы № 8 тенденция по совершенствованию мер в данном направлении продолжится.
Ужесточение ответственности проектных организаций
Согласно абз. 1 подп. 3.2 п. 3 Директивы № 8 на Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее — МАиС) возложена обязанность принять меры по ужесточению ответственности проектных организаций за качество выпускаемой ими проектной документации.
Отметим, что в настоящее время подобная гражданско-правовая ответственность предусмотрена п. 59 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297, в соответствии с которым недостатки в проектной документации, допущенные по вине подрядчика и выявленные в процессе строительства объекта, подлежат устранению подрядчиком за свой счет в согласованные сторонами сроки. При этом за несвоевременное устранение дефектов, указанных заказчиком, в том числе выявленных как по результатам государственных экспертиз, так и после их прохождения, подрядчик уплачивает неустойку в размере 1 % стоимости работ по устранению дефектов за каждый день просрочки начиная со дня окончания согласованного сторонами срока.
Усиление роли технического надзора и развитие института инженерных организаций
Директива № 8 также предусматривает меры по усилению роли авторского и технического надзора за строительством, развитию института инженерных организаций (абз. 2, 3 подп. 3.2 п. 3 Директивы № 8).
Полагаем, что усиление роли технического надзора и инженерных организаций будет соответствовать практике, существующей в настоящий момент на международной арене. Так, например, согласно стандартизированным контрактам в строительной сфере FIDIC (разработанным соответствующей международной организацией инженеров-консультантов) инженер является одной из ключевых фигур в строительном процессе, статус которого — независимый от заказчика и подрядчика эксперт, обеспечивающий профессиональный контроль и оптимизацию работы при строительстве объекта.
В настоящее время в силу ч. 2 п. 1 ст. 37 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» осуществление технического надзора является обязанностью заказчика, который вправе привлекать стороннюю инженерную организацию для выполнения такой обязанности.
Государственная поддержка при строительстве
Согласно нормам Директивы № 8 с 2021 г. многодетные семьи будут направляться на строительство жилых помещений в течение одного года со дня их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (абз. 3 подп. 1.1 п. 1 Директивы № 8). Для сравнения: в настоящий момент многодетные семьи находятся в очереди нуждающихся около двух лет.
При этом средняя стоимость квадратного метра жилья, строящегося с государственной поддержкой, не должна будет превышать среднемесячную заработную плату (ориентировочно 1025 руб.) (абз. 3 подп. 1.1 п. 1 Директивы № 8).
Рост объемов строительства
Строительство индивидуального жилья должно составить не менее 40 % от общего количества возводимого жилья (абз. 2 п. 2 Директивы № 8). При этом необходимо внедрить в практику возведение индивидуального жилья путем комплексной застройки земельных участков одним застройщиком, предусматривая размещение в жилых домах встроенных и пристроенных помещений общественного назначения (абз. 3 п. 2 Директивы № 8).
Помимо прочего, предполагается рост объемов строительства арендного жилья. Так, ежегодный ввод арендного жилья в эксплуатацию должен составить не менее 135 тыс. кв. м, в том числе строящегося за счет республиканского и местных бюджетов — не менее 90 тыс. кв. м, что составляет около 67 %.
Что касается земельных участков, предоставляемых для строительства жилых домов, то приоритет будет отдаваться организациям, имеющим собственные производственные мощности (абз. 5 п. 2 Директивы № 8).
Создание единой базы на строительную продукцию и цифровая трансформация
В силу абз. 5 подп. 3.2 п. 3 Директивы № 8 на МАиС возложена обязанность по созданию единой открытой электронной базы данных по текущим ценам на строительную продукцию с обязательной публикацией в такой базе отпускных цен на строительную продукцию производителями и импортерами на территории Республики Беларусь.
Также к 31 декабря 2021 г. планируется переход участников инвестиционно-строительного процесса на электронное взаимодействие, создание государственного строительного портала и единой информационной среды в строительной отрасли.
Усиление конкурентоспособности строительных организаций на внутреннем и внешнем рынках
Главой государства на Совет Министров совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом возложена обязанность по созданию на взаимовыгодных условиях совместных с иностранными организациями (транснациональными корпорациями) предприятий, содействующих продвижению строительных, инженерных и архитектурных услуг, строительных материалов, изделий, конструкций за рубежом (абз. 5 подп. 3.1 п. 3 Директивы № 8).
При этом предусмотрена возможность активизировать использование при строительстве объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры заемных средств, предоставляемых банками и открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» (абз. 6 подп. 3.1 п. 3 Директивы № 8).
К 2021 г. планируется принять меры по увеличению доли отечественной строительной продукции, используемой при строительстве объектов в республике, до 85 %.
***
Директивой также предусмотрены и иные меры, в том числе по развитию городов-спутников, расширению практики формирования цены предложения подрядчика в строительной деятельности путем применения укрупненных нормативов стоимости строительства, максимальному использованию современных конструкций домостроения, качественному планированию производства и оптимизации затрат в строительстве и т.д.
Отметим, что ежегодно начиная с 2020 г. на Совет Министров Республики Беларусь возложена обязанность докладывать Главе государства об эффективности выполнения Директивы № 8. Полагаем, что реализация положений, предусмотренных Директивой № 8, позволит строительной деятельности в Беларуси стать еще ближе к международной практике в области строительства.