Вы на портале

Что делать взыскателям — иностранным резидентам, подпадающим под действие Указа № 137?

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 07.04.2022 № 137 

Указом Президента Республики Беларусь от 07.04.2022 № 137 «Об исполнительных документах» (далее — Указ) приостановлено исполнение исполнительных документов, выданных в пользу резидентов иностранных государств, совершающих в отношении белорусских юридических лиц и (или) физических лиц недружественные действия, по перечню таких государств, определенному Советом Министров Республики Беларусь. 

В перечень таких иностранных государств вошли США, Канада, Великобритания, страны ЕС и некоторые другие. Ссылка на срок действия Указа в самом документе отсутствует. 

Королева Надежда
Королева Надежда

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов, заведующий Минской областной специализированной юридической консультацией «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

1793 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


В соответствии с Указом с 10 апреля 2022 г.:

  • банки и НКФО отказывают в приеме платежных требований без акцепта плательщика, оформленных на основании исполнительных документов;
  • платежные требования, направленные в банки для исполнения до даты вступления в силу Указа, отзываются либо их исполнение приостанавливается в установленном законодательством порядке.

Каких кредиторов (по субъектному составу) затрагивает Указ?

Согласно примечанию к подп. 1.1 п. 1 Указа его действие распространяется:

  • на иностранные организации с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, их филиалы и представительства в Республике Беларусь и за ее пределами;
  • ИП, зарегистрированных в иностранных государствах;
  • иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, их филиалы и представительства в Республике Беларусь и за ее пределами;
  • дипломатические представительства, консульские учреждения и другие представительства иностранных государств в Республике Беларусь и за ее пределами;
  • международные организации, их филиалы и представительства в Республике Беларусь и за ее пределами.

При этом Указ не касается физических лиц — резидентов «недружественных» государств*.

* Термина «недружественные иностранные государства» нет. Правильно (с точки зрения нормативного правового акта) использовать термин «иностранные государства, совершающие недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц». Но в целях сокращения используется понятие «недружественные государства».

Какие выводы можно сделать из содержания Указа?

  1. Указом установлены исключения из общего порядка исполнения исполнительных документов, которые действуют исходя из признака «резидентства», то есть исходя из принадлежности субъекта по месту своей регистрации к одному из государств, указанному в соответствующем перечне. Размер обязательства не имеет значения.
  2. Исключение означает приостановление исполнения, то есть приостановление перечисления каких-либо денежных средств банком при предъявлении исполнительного документа в банк (АИС ИДО).
  3. Момент, когда был выдан исполнительный документ (до или после Указа) и когда исполнительный документ был предъявлен к исполнению, не имеет значения.
  4. Не ограничено добровольное исполнение обязательства самим должником, также не запрещено заключение между должником и кредитором иных соглашений о реструктуризации задолженности.
  5. Не запрещено взыскание задолженности с белорусского должника. Ограничения касаются стадии исполнения исполнительного документа, но не стадии взыскания задолженности (как в претензионном урегулировании, так и при взыскании задолженности в судебном порядке).
  6. Не запрещена замена кредитора, в том числе на кредитора из иностранного государства, не включенного в данный перечень, в частности, посредством уступки права требования; не отменена ответственность белорусского должника перед кредитором: основания и условия ответственности остаются прежними, пени, проценты и иные штрафные санкции сохраняют свое действие (только если законодательными актами по конкретным обязательствам не установлено иное).
  7. Кредиторов Российской Федерации, стран ЕАЭС, Сербии, Грузии, ОАЭ вышеуказанные ограничения не коснулись.

Что с исполнительными производствами?

После принятия Указа остается открытым вопрос — что будет с исполнительными производствами, возбужденными в отношении таких кредиторов-взыскателей? И можно ли обращаться кредиторам-нерезидентам за возбуждением новых исполнительных производств по уже полученным исполнительным до-кументам?

Спустя уже неделю после опубликования Указа взыскатели-нерезиденты начали получать постановления о приостановлении ранее возбужденных (до Указа) исполнительных производств на основании ст. 49 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) (как реализация судебным исполнителем обязанности приостановить производство) и со ссылкой на Указ.

Последствия приостановления исполнительного производства для взыскателя

Все исполнительные действия стоят на «паузе», то есть никаких новых исполнительных действий не происходит. Ранее примененные меры обеспечения сохраняют свое действие. 

Если в отношении должника возбуждено сводное исполнительное производство (то есть в пользу нескольких взыскателей), то все исполнительные действия продолжают совершаться в пользу других взыскателей в обычном порядке, и их такое приостановление не затрагивает. 

Если до приостановления производства взыскатель условно был пятым в очереди в исполнительном производстве и за время приостановления производства очередь двигается вперед в связи с погашением требований более ранних взыскателей, то, по нашему мнению, данный взыскатель продвигается вперед. Если наступит его очередь удовлетворения требований, то таковые требования по приостановленному исполнительному производству удовлетворены не будут. Соответственно, после возобновления исполнительного производства все исполнительные действия, в том числе удовлетворение требований взыскателя, будут возобновлены в обычном порядке.

Что можно предпринять взыскателю-нерезиденту в случае приостановления исполнительного производства?

В случае приостановления исполнительного производства взыскатель-нерезидент может предпринять следующие действия:

1) обжаловать постановление о приостановлении исполнительного производства.

Обжалование действий (постановлений) судебного исполнителя является двуступенчатым — вначале во внесудебном порядке (руководителю соответствующего органа принудительного исполнения), и только потом — в суд. 

Внесудебный порядок (в соответствии с главой 12 Закона)

Срок — 10 рабочих дней со дня получения постановления. Срок может быть восстановлен по уважительным причинам.

Госпошлина не уплачивается.

Срок на рассмотрение жалобы во внесудебном порядке — 10 рабочих дней со дня ее поступления.

Судебный порядок (в соответствии со ст. 266-3 ХПК)

В случае отказа в удовлетворении жалобы взыскатель вправе обратиться в суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения.

Госпошлина — 20 базовых величин (если жалоба подается юридическим лицом в экономический суд).

Срок — 10 рабочих дней со дня получения постановления руководителя органа принудительного исполнения. 

Срок рассмотрения — 1 месяц со дня поступления в суд.

Суд вправе как оставить все вынесенные постановления в силе, так и отменить их, удовлетворив жалобу взыскателя;

2) заключить договор уступки права требования с новым кредитором-резидентом государства, не включенного в перечень.

Законодательством на сегодняшний день не ограничено право взыскателя на любой стадии (как до возбуждения исполнительного производства, так и во время его, в том числе во время приостановленного производства) заключить с резидентом иностранного государства, не включенного в перечень, договор уступки права требования, по которому полностью или в части уступить соответствующую задолженность (право требования) новому кредитору.

Уступка права требования является основанием для замены взыскателя в исполнительном производстве (ст. 19 Закона).

Замену взыскателя производит судебный исполнитель при отсутствии спора о праве относительно факта правопреемства и круга лиц, являющихся правопреемниками, на основании письменного заявления стороны исполнительного производства и документов, подтверждающих соответствующие факты (как минимум на основании договора уступки); 

3) отозвать исполнительный документ.

В этом случае важно помнить, что согласно ч. 1 ст. 34 Закона исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению в течение 3 лет со дня вступления соответствующего судебного постановления в законную силу.

При этом возбуждением исполнительного производства, предъявлением в банк или частичным исполнением данный срок прерывается. 

После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению начинается вновь. При этом истекшее время не засчитывается в новый срок.

На наш взгляд, отзыв исполнительного документа выглядит последним возможным вариантом для взыскателя, так как в этом случае с документом в отсутствие исполнительного производства, возможности исполнения в банке ничего не происходит, задолженность (при отсутствии согласия должника) не погашается.

Что будет с «новыми» исполнительными производствами? 

На наш взгляд, с учетом содержания Указа судебный исполнитель должен рассмотреть поступившие документы вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства и при отсутствии недостатков в них — возбудить исполнительное производство и затем приостановить его в описанном выше порядке.

Не исключен и вариант, когда судебные исполнители могут отказывать в возбуждении исполнительного производства, исходя из невозможности исполнения исполнительного документа со ссылкой на Указ. Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в вышеуказанном порядке.

1793 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме