Вы на портале

Аттестация иностранных специалистов для осуществления деятельности в области строительства в Республике Беларусь

Ряд законодательных актов Республики Беларусь предусматривают необходимость наличия в штате строительных организаций аттестованных специалистов. К примеру, в отношении подрядчиков такие требования содержатся в абзаце третьем подп. 8.2 п. 8 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, а в отношении строительных организаций, претендующих на получение аттестата соответствия, они устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями, предъявляемыми к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия первой — четвертой категории, утвержденными постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25.

В настоящей статье речь пойдет о соблюдении требований белорусского законодательства, необходимых для предоставления иностранным специалистам возможности для осуществления строительной деятельности в Республике Беларусь.

Твардовский Виталий
Твардовский Виталий

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов, лидер направления «Информационные технологии» SBH Law Offices

1221 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Критерии допуска к аттестации

Независимо от направления аттестации специалиста, проанализировав критерии допуска к аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений по ее специализациям, утвержденные постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2014 № 15, можно выделить два общих критерия:

1) наличие образования, соответствующего специализации аттестации;

2) наличие стажа работы по специализации аттестации.

В случае необходимости получения квалификационных аттестатов иностранными специалистами возникает ряд сложностей с соблюдением последними как первого, так и второго критериев допуска.

Признание документов об образовании

Определенной проблемой для многих иностранных специалистов является необходимость признания документов об образовании, полученных в иностранных учреждениях образования, в Республике Беларусь. По общему правилу процедура признания образования устанавливает соответствие образования, полученного за рубежом, критериям, установленным в Республике Беларусь. После такого признания специалист сможет пользоваться всеми правами дипломированного специалиста, в том числе претендовать на получение квалификационного аттестата.

Процедура признания образования регламентирована Положением о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2011 № 981.

Признание образования в Республике Беларусь осуществляет Отдел признания документов Республиканского института высшей школы (РИВШ). По общему правилу срок рассмотрения документов составляет один месяц.

Одним из главных критериев признания образования является установление соответствия содержания освоенной образовательной программы требованиям, установленным для аналогичного образования, в части минимума содержания образованию Республики Беларусь ввиду отсутствия или иного наименования и/или содержания ключевых предметов.

Во избежание сложностей с признанием образования рекомендуется выбирать специалистов, которые проходили дополнительную (специализированную) переподготовку и/или прошли обучение в магистратуре. Это позволит увеличить содержательную часть полученного образования (количество часов, установленных для того или иного предмета, спецкурсы и др.) и повысить вероятность его признания.

В случае, если между иностранным государством и Республикой Беларусь действует международный договор, предусматривающий взаимное признание образования (к примеру, в Республике Беларусь действуют соглашения о признании образования, заключенные в рамках Содружества Независимых Государств), дополнительные процедуры подтверждения образования не нужны.

Предполагается, что с принятием Республики Беларусь в Болонский процесс процедура признания образования со временем будет упрощена или даже отменена для большого количества иностранных государств.

Подтверждение стажа работы

Вопрос подтверждения стажа работы является наиболее дискуссионным при аттестации иностранных специалистов. Предъявить обычный для Республики Беларусь документ, подтверждающий стаж работы, — трудовую книжку — могут только представители стран, в которых трудовые книжки еще действуют. Однако многие страны уже отказались от трудовых книжек, заменяя их электронным учетом в органах социальной защиты, или же никогда их не имели (к примеру, страны Европейского союза, Соединенные Штаты Америки, Китайская Народная Республика).

Для подтверждения стажа работы, соответствующего квалификационным требованиям, необходимо предоставить достоверные данные о занимаемой работником должности (должностях) в определенный период.

Документы для аттестации

Документы, предоставляемые в орган, осуществляющий аттестацию персонала, можно разделить на два вида: предоставляемые от организации-нанимателя и предоставляемые из государственных органов. При этом, исходя из практики, документы из государственных органов носят вспомогательный характер по отношению к документам от нанимателя.

Основным документом от нанимателя будет выступать трудовой договор (контракт), подтверждающий занятость специалиста. Он должен быть переведен на один из государственных языков Республики Беларусь и содержать сведения, позволяющие установить:

• точные фамилию, имя и отчество (при наличии) специалиста;

• наименование занимаемой им должности;

• срок, на который заключен трудовой договор.

Трудовые договоры могут не содержать описание трудовой функции специалиста. Для подтверждения того, что специалист выполнял определенные виды работ в период трудовых отношений с нанимателем, можно дополнительно предоставить справку от нанимателя с описанием выполненных и выполняемых работ.

Справка выдается на фирменном бланке организации-нанимателя с переводом на один из государственных языков Республики Беларусь (при необходимости).

Требований к форме или содержанию справки в законодательстве Республики Беларусь не установлено.

Документ заверяется печатью организации и не нуждается в легализации.

Также срок, на который заключен трудовой договор, не всегда будет отражать объективную информацию о том, какой в действительности стаж работы у специалиста (к примеру, трудовой договор был перезаключен на новый срок незадолго до аттестации). В этом случае следует подготовить справку от нанимателя о заключенных со специалистом трудовых договорах и периодах их действия (по возможности предоставить копии ранее действовавших договоров).

Необходимо понимать, что специалист может менять места работы в ходе трудовой деятельности.

В случае, если он перешел на работу в организацию, направляющую его на аттестацию, после получения стажа у другого нанимателя, для подтверждения стажа необходимо использовать аналогичный порядок подтверждения стажа (предоставить справки от нанимателя, копии трудовых договоров).

Документом, подтверждающим факт работы специалиста у определенного нанимателя, от государственного органа может выступить справка из фонда социальной защиты населения, осуществляющего учет работников. Такая справка подтвердит временной период, в который работник работал в организации. Справка без описания выполняемых специалистом работ не может являться единственным подтверждающим документом, однако она может использоваться как дополнительное подтверждение стажа работы у нанимателя.

Дополнительно к данному документу можно приложить справку о том, что в организации не используются трудовые книжки.

Чтобы подтвердить стаж работы для аттестации, необязательно использовать документы, которые могут подтвердить весь трудовой стаж специалиста; достаточно будет предоставить документы, подтверждающие стаж для заявляемого направления аттестации. При условии их достоверности данных документов должно быть достаточно для допуска к аттестации.

После положительного решения о допуске специалиста к экзамену уполномоченной организацией назначается дата экзамена. Экзамен проводится в форме компьютерного тестирования (для некоторых направлений — тест и собеседование с экзаменационной комиссией). Для успешной сдачи экзамена специалисту достаточно верно ответить на 85 % вопросов теста.

Срок получения аттестата после сдачи экзамена составляет, как правило, 2–3 недели.

Совершенствование системы аттестации иностранных специалистов

Множество вопросов, возникающих при аттестации иностранных специалистов, может быть решено путем принятия изменений в различные акты законодательства. Так, например, представляется необходимым:

— расширить перечень специальностей, установленных для аттестации;

— закрепить формы подтверждения стажа работы для иностранных специалистов;

— регламентировать допуск переводчиков и/или предоставление перевода экзаменационных материалов.

1221 Shape 1 copy 6Created with Avocode.