Содержание:
В соответствии с законодательством о борьбе с коррупцией не только государственные, но и иные организации, их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны участвовать в борьбе с коррупцией, а также оказывать содействие государственным органам и иным организациям, осуществляющим борьбу с коррупцией (ст. 9,11 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», далее — Закон № 305-З). Кроме того, руководители как государственных органов, так и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны принимать меры, направленные на борьбу с коррупцией, в том числе на предупреждение и выявление нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, устранение последствий, наступивших в результате таких нарушений, причин и условий, им способствующих (ст. 43 Закона № 305-З).
Понятие антикоррупционного комплаенса
Для государственных органов и организаций с преобладающей долей собственности государства при закреплении и унификации системы антикоррупционных мер, ограничений, запретов и обязанностей употребляются термины «противодействие», «профилактика», «предупреждение» коррупции. В то же время в корпоративном секторе оперируют понятием «антикоррупционный комплаенс».
Справочно.
Комплаенс (от англ. compliance — согласие, соответствие) — относительно новый термин для отечественного бизнес-сообщества. Он определяется как комплекс мер, направленных на обеспечение соответствия деятельности компании требованиям законодательства в различных сферах (борьба с коррупцией, отмывание доходов, антимонопольное регулирование, налогообложение и т.п.).
Основной целью комплаенса является защита интересов субъектов хозяйствования, инвесторов, клиентов, сотрудников коммерческих организаций от различного рода негативных последствий.
Комплаенс помогает обеспечить устойчивость бизнес-модели, поднять ее престиж в глазах общественного мнения и улучшить финансовое положение предприятия. Он предполагает определение мер, которые должны быть приняты руководством организации в границах своих обязанностей, в целях избежания нарушения подчиненными работниками правовых запретов.
Задача организации в рамках антикоррупционного комплаенса заключается в формировании согласованной системы посредством как внутреннего документооборота, так и налаживания внешних связей. Этот комплекс мер предусматривает, что все члены трудового коллектива, начиная от рядового работника и заканчивая директором, будут выполнять свои обязанности, соблюдая при этом те антикоррупционные запреты и ограничения, которые установлены как национальным законодательством, так и локальными актами, утвержденными в данной организации. Установление в организации на постоянной основе антикоррупционного комплаенс-контроля минимизирует негативные последствия (риски) для организации (подрыв деловой репутации организации, потеря поставщиков и других важных контрагентов, привлечение к ответственности работников за коррупционные правонарушения и т.д.).
Справочно.
Согласно ст. 3 Закона № 305-З субъектами коррупционных правонарушений являются государственные должностные лица; лица, приравненные к государственным должностным лицам; иностранные должностные лица; лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.
Таким образом, антикоррупционный комплаенс — это система мер внутри компании, направленная на предотвращение и профилактику совершения коррупционных преступлений сотрудниками компании. Антикоррупционный комплаенс не только снижает риски совершения коррупционных правонарушений, но и вероятность вовлечения организации через ее сотрудников в ситуации, связанные с риском нарушения законодательства или потерей репутации. Комплаенс позволяет снизить вероятность того, что работники компании совершат правонарушения, а компании будут причинены убытки, в результате чего обеспечивается защита бизнеса и его собственников.
Внедрение механизма антикоррупционного комплаенса
При формировании и внедрении механизма антикоррупционного комплаенса в организации целесообразно руководствоваться рекомендациями, закрепленными Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization — ISO) в международном стандарте ISO 37001:2016 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию» (далее — ISO 37001:2016), который был принят с учетом положений и опыта применения иных стандартов.
ISO 37001:2016 впитал в себя лучшие международные практики и может применяться в любой юрисдикции. Он применим к малым, средним и большим организациям в любой отрасли, в том числе государственным, частным и некоммерческим организациям. Коррупционные риски, с которыми сталкивается организация, различаются в зависимости от таких факторов, как размер организации, местонахождение и отрасль, в которой работает организация, а также характера, масштаба и сложности деятельности организации. Исходя из этого, данный документ устанавливает внедрение организацией политик, процедур и средств управления, которые обоснованы и соразмерны коррупционным рискам, с которыми сталкивается организация.
В приложении А международного стандарта ISO 37001:2016 содержатся рекомендации по выполнению требований данного документа. Его цель — указать для некоторых конкретных областей виды действий, которые организация может предпринять при внедрении системы менеджмента противодействия коррупции. Приложение А не претендует на исчерпывающую полноту, не носит предписывающего характера, и от организации не требуется выполнять приведенные в нем шаги в полном объеме, чтобы иметь систему менеджмента противодействия коррупции, удовлетворяющую требованиям данного документа. Действия, которые предпринимает организация, должны быть обоснованными и соответствующими характеру и уровню коррупционных рисков, с которыми сталкивается организация.
Где применим ISO 37001:2016?
ISO 37001:2016 применим только ко взяткам. Он устанавливает требования и дает рекомендации для системы менеджмента, разработанной в помощь организации для предупреждения, выявления и принятия мер по взяткам и обеспечению соответствия антикоррупционному законодательству и добровольным обязательствам, действующим в отношении деятельности организации.
Данный документ не применим к мошенничеству, картельным сговорам и другим нарушениям антимонопольного законодательства и честной конкуренции, отмыванию денег или иной деятельности, связанной с коррупционными действиями, хотя организация может расширить область действия рассматриваемой системы менеджмента, включив туда перечисленные случаи.
Во введении к международному стандарту ISO 37001:2016 отмечается, что соответствие данному документу не дает гарантии того, что в отношении организации не было случаев взяточничества к настоящему моменту или их не будет в будущем, так как невозможно полностью исключить риск взяточничества.
Область применения системы менеджмента противодействия коррупции не обязательно должна охватывать всю организацию. Стандарт может быть распространен на какое-либо структурное подразделение организации, либо на определенные функции организации, либо на одну или несколько функций, реализуемых в рамках объединения нескольких организаций. В соответствии с рекомендациями ISO 37001:2016 субъект хозяйствования должен сам определить границы и сферу действия системы менеджмента противодействия коррупции.
Политика противодействия коррупции в организации должна иметь документированный характер: она должна быть закреплена в локальном нормативном правовом акте субъекта хозяйствования. Эта политика должна быть доведена не только до сведения работников организации, но и партнерам по бизнесу, контрагентам по сделкам.
Антикоррупционную комплаенс-программу необходимо определять с учетом множества факторов. К ним следует отнести:
- контекст деятельности организации;
- сложившийся уровень коррупциогенности (индекс коррупции) в соответствующей отрасли экономики и (или) регионе;
- законодательство, регламентирующее уставные виды хозяйственной деятельности;
- местонахождение организации и ее структурных подразделений;
- характер и масштаб экономической деятельности организации;
- сферу взаимодействия с государственными должностными лицами;
- полномочия по управлению организацией, состав учредителей (акционеров);
- бизнес-модель организации;
- компетенцию органов, контролирующих хозяйственную деятельность организации;
- специфику деятельности предприятий, которые контролирует организация;
- структуру самой организации (особенно важно здесь выделить те структурные подразделения, специфика деятельности которых не исключает появления коррупционных рисков (отделы закупки, продажи, рекламы, операционной деятельности и т.д.));
- сложившиеся хозяйственные связи с контрагентами;
- объем работы по агентским соглашениям;
- форму и сложившуюся практику проведения расчетов;
- кадровую политику организации и трудовых отношений с работниками;
- оценку коррупционных рисков (механизм их выявления, установление критериев оценки этих рисков, регулярный анализ выявленных коррупционных рисков, принимаемые меры по выявленным коррупционным рискам, постоянный мониторинг) и др.
Лица, ответственные за комплаенс-контроль
Реализацию мероприятий антикоррупционной комплаенс-программы должны обеспечивать конкретные работники. Разумеется, далеко не любая организация может позволить себе выделить отдельного работника, а тем более отдельную структурную единицу организации. Вместе с тем зарубежный опыт показывает, что это могут быть работники (работник) юридического отдела (службы) организации. Несомненным является то, что ответственные за антикоррупционный комплаенс-менеджмент лица должны найти в деятельности этой организации те зоны, которые должны стать предметом постоянного контроля и мониторинга.
Пример
К коррупционно опасным зонам можно отнести деятельность отдела маркетинга по продаже товара, по реализации процедур закупок товара, осуществление административных процедур, оформление проектно-сметной и иной документации при производстве подрядных работ, порядок премирования работников организации, порядок и размер выплаты контрагентам вознаграждений по различного рода агентским соглашениям и др.
Востребованность антикоррупционного комплаенса в нашем государстве обусловлена тем, что белорусские организации, тесно сотрудничающие с зарубежными бизнес-партнерами, уже включены в процесс комплаенс-менеджмента, в том числе антикоррупционного.
Справочно.
Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.02.2020 № 8 «Об утверждении, введении в действие, отмене и изменении технических нормативных правовых актов» утвержден и с 01.10.2020 введен в действие стандарт Республики Беларусь СТБ ISO 37001-2020 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по применению». Указанный стандарт идентичен международному стандарту ISO 37001:2016.
Следует также отметить, что 23.12.2022 решением республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией № 25 утвержден Комплексный план по борьбе с преступностью и коррупцией на 2023–2025 годы. В подп. 8.4 п. 8 указанного плана в качестве одного из организационно-правовых мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, устранение причин и условий, ей способствующих, закреплено рассмотрение вопроса о возможности внедрения в практическую деятельность организаций национального стандарта СТБ ISO 37001-2020 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по применению».
В этой связи полагаем, что в самое ближайшее время работа по внедрению механизма антикоррупционного комплаенса должна будет активизироваться, что, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности применяемых мер по борьбе с коррупцией в организациях, предупреждению и профилактике коррупционных правонарушений.