Вы на портале
Преференциальная поправка

Правила применения преференциальной поправки

В июне 2024 г. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) в ходе выборочного мониторинга соблюдения законодательства о государственных закупках (далее – госзакупки) товаров (работ, услуг) в сфере строительства предотвратило незаконные госзакупки на сумму более 36,1 млн руб. Среди основных нарушений, выявленных в ходе мониторинга, — неправомерное установление условий применения преференциальной поправки (далее – префпоправка) (ссылка доступа ‒ clck.ru/3C8tHd).

Рассмотрим важные аспекты применения префпоправки с учетом вступивших в силу корректировок законодательства.

Майборода Владимир
Майборода Владимир
Юрист
63 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Изменения в нормативных актах  

В мае 2024 г. вступили в силу изменения в двух основных нормативных актах, регулирующих применение префпоправки:

1) с 4 мая ‒ Закон Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”» (далее – Закон № 354-З);

2) с 29 мая – постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.05.2024 № 371 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 371), которым были внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”» (далее – постановление № 395).

С целью разъяснения нюансов применения внесенных в нормативные правовые акты изменений на официальном сайте МАРТ было опубликовано письмо от 20.06.2024 № 14-01-10/998К «О некоторых вопросах применения преференциальной поправки в государственных закупках и условиях допуска иностранных товаров» (далее – Письмо).

Справочно. 
С текстом Письма можно ознакомиться по ссылке.

Рассмотрим наиболее важные моменты из данного письма.

Действие изменений во времени

Согласно абз. 3 Письма при осуществлении процедур госзакупок, начатых после 3 мая 2024 г., условия применения префпоправки должны быть установлены с учетом изменений, внесенных Законом № 354-З.

Напомним, что процедура госзакупки считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении (ст. 3 Закона № 354-З). Следовательно, действие Письма распространяется на процедуры госзакупок, решения о проведении которых приняты после 03.05.2024.

Однако п. 2 постановления № 371, вступившего в силу с 29.05.2024, также содержит норму о том, что его действие не распространяется на гозакупки, если процедуры госзакупок начаты или договоры заключены до вступления в силу данного постановления.

Соответственно, следует учитывать, что существовал переходный период с 4 по 28 мая 2024 г., когда изменения, внесенные Законом № 354-З, уже действовали, а внесенные постановлением № 371 – еще нет.

Сокращение перечня преференцируемых товаров

Рассмотрим, какие изменения были внесены постановлением № 371 в постановление № 395 для применения префпоправки.

С момента вступления в силу постановления № 395 для применения префпоправки в размере 25 % нужно, чтобы:

  • товар предложил участник ‒ организация Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников;
  • участник предложил товары собственного производства;
  • предлагаемый товар был включен в перечень товаров согласно приложению 13 к постановлению № 395.

До 29.05.2024 последнее условие отсутствовало, и префпоправка применялась ко всем товарам при выполнении первого и второго условий.

Также расширен перечень случаев, при которых префпоправка не применяется. К ним теперь относится закупка товаров (работ, услуг) в случае, если невозможно определить объем (количество) подлежащих приобретению товаров (работ, услуг) (абз. 3 п. 4 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее – Закон № 419-З).

Префпоправка и идентификация участника при проведении аукциона

В Письме обращается внимание на изменения в применении префпоправки, связанные с изменением в подходе к идентификации участника при проведении аукциона.

Напомним, что с 4 мая 2024 г. наличие информации об участнике в первом разделе его предложения, а также наличие информации, позволяющей идентифицировать участника в ответе на запрос комиссии о разъяснении первого раздела его предложения, не является основанием для отклонения предложения участника.

Также были внесены изменения в ст. 41 Закона № 419-З, результатом которых явилось перемещение документов, подтверждающих право на применение префпоправки, из второго раздела предложения участников в первый.

В Письме МАРТ обращает внимание на необходимость соблюдения участником процедуры подачи заявления о применении префпоправки.

Как отмечено в абз. 7 и 8 Письма, для применения к цене участника префпоправки необходимо выполнение 3 условий:

  • участник сделал заявление о праве на применение префпоправки;
  • участник представил документы, подтверждающие право на применение префпоправки;
  • комиссия по госзакупкам при рассмотрении первых разделов предложений участников оценила представленные участником документы на возможность применения к цене его предложения префпоправки и приняла решение о применении поправки.

Участник делает заявление о применении префпоправки путем проставления «галочки» на электронной торговой площадке.

В таблице представлены возможные случаи, связанные с заявлением о праве на применение префпоправки:

Участник представил заявление о применении префпоправки путем проставления «галочки»Участник представил документы, подтверждающие право на применение префпоправкиРешение комиссии о применении к цене предложения участника префпоправкиК цене предложения участника применяется префпоправка
ДаДаПрименитьДа
НетНетНе применятьНет
ДаНетНе применятьНет
НетДаНе применятьНет


Согласно Письму в случаях, когда участнику отказывают в применении префпоправки, его предложение не отклоняется и участвует в аукционе с ценой, указанной в предложении.

Документы, подтверждающие право на применение префпоправки

Документы, представляемые для применения префпоправки в размере 15 %, определены в подп. 1.6 п. 1 постановления № 395. К ним относятся:

1) для товаров, происходящих из Республики Беларусь, один из следующих документов:

  • документ о происхождении товара, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями (далее – БелТПП) в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее – Правила), или его копия. Данный документ выдается по форме сертификата о происхождении товара, установленной Правилами, и заполняется в порядке, определенном ими для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых МАРТ;
  • сертификат продукции собственного производства, выданный БелТПП, или его копия;
  • обязательство о соблюдении при исполнении договора условий и критериев отнесения продукции к продукции собственного производства, определенных Положением об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 № 1817;
  • выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств ‒ членов Евразийского экономического союза, полученная в соответствии с п. 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105, или ее копия (далее – Выписка);

2) для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в сфере госзакупок в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (кроме товаров, происходящих из государств ‒ членов Евразийского экономического союза, включенных в приложение):

  • заявление о том, что участник является производителем предлагаемых им товаров;
  • документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами, или его копия;

3) для товаров, происходящих из государств ‒ членов Евразийского экономического союза, за исключением происходящих из Республики Беларусь, – Выписка.

63 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме