Вы на портале
Преференциальная поправка

Преференциальная поправка в государственных закупках

Преференциальная поправка (далее – префпоправка) в государственных закупках используется как механизм создания определенных преимуществ для производителей товаров, организаций с численностью инвалидов не менее 50 % списочной численности работников и определенных категорий лиц, оказывающих услуги, выполняющих работы.

Амельченя Юлия
Амельченя Юлия

Кандидат юридических наук, доцент


662 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Правовое регулирование префпоправки

На сегодняшний день префпоправка применяется унифицированно на основании подп. 1.5, 1.6 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395). Можно также руководствоваться письмом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) от 21.11.2022 № 14-01-08/3530 К «О применении преференциальной поправки в государственных закупках».

Принцип применения префпоправки

Во-первых, постановлением № 395 установлены размеры префпоправки:

1) 15 % – в случае предложения:

  • производимых участником товаров, происходящих из Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в сфере государственных закупок в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  • организациями Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, работ, услуг собственного производства, при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за 3 календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 %;
  • учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовыми профилакториями, лечебно-производственными мастерскими работ, услуг собственного производства;

2) 25 % – в случае предложения участником товаров собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за 3 календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 %.

Во-вторых, условия ее применения устанавливаются для любого вида конкурентной процедуры государственных закупок – открытый и закрытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений (далее – ЗЦП). Как следствие, в документах по процедуре заказчик (организатор) устанавливает условия применения префпоправки. И если участник имеет право на ее применение, при подаче предложения он заявляет о применении префпоправки и прилагает подтверждающие документы.

В-третьих, при проведении конкурентных процедур государственных закупок – открытого и закрытого конкурса, ЗЦП – для целей оценки и сравнения предложений цена предложения участников, которые заявили о праве на применение префпоправки и подтвердили это право, уменьшается на 15 или 25 %, но договор с таким участником-преференциалом заключается по цене его предложения.

Справочно.
При проведении электронного аукциона префпоправка реализована таким образом, что начальная цена электронного аукциона делится на 1,15 или 1,25, если кто-либо из участников заявил в первом разделе своего предложения о праве на ее применение. Как следствие, торги начинаются с учетом этого деления, и все участвующие в торгах участники делают свои ставки с уменьшенной таким образом начальной цены. При этом сам заказчик (организатор) при допуске участников к торгам не имеет информации о том, кто из участников заявил и какой размер префпоправки. Если участником-победителем признается преференциал, то договор с ним заключается по цене последней ставки, увеличенной соответственно на 15 или 25 %.

В-четвертых, следует учитывать, что префпоправка применяется только тогда, когда право на ее применение подтверждено в отношении всех предлагаемых участником в процедуре товаров (работ, услуг). Кроме того, если при проведении конкурсов и ЗЦП все участники заявили и подтвердили право на применение префпоправки в одинаковом размере, то она не применяется заказчиком (организатором).

В-пятых, в открытом конкурсе, электронном аукционе и ЗЦП префпоправка может быть применена, только если участником сделано соответствующее заявление посредством функционала электронной торговой площадки, а также если предоставлены подтверждающие документы.

В-шестых, как уже отмечалось, право на применение префпоправки должно быть подтверждено документами.

Справочно. 
Как отмечает МАРТ, в случае наличия надлежащего заявления о праве на префпоправку, но при отсутствии подтверждения соответствующего права в зависимости от вида процедуры государственной закупки комиссия по государственным закупкам отклоняет предложение (при проведении электронного аукциона) либо осуществляет оценку и сравнение предложения такого участника без учета преференциальной поправки (при проведении конкурса и ЗЦП).

Префпоправка в размере 15 %

Префпоправка в размере 15 % подтверждается следующим образом:

1) производимые участником товары, происходящие из Республики Беларусь и стран ЕАЭС:

  • СТ-1 с учетом постановления МАРТ от 06.06.2016 № 21 (действует до 15.03.2023, с указанной даты применяется постановление МАРТ от 30.01.2023 № 10 (для товаров из Республики Беларусь));
  • сертификат продукции собственного производства + обязательство о соблюдении критериев собственного производства (для товаров из Республики Беларусь);
  • указанные выше документы или выписка из Евразийского реестра промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза (если товар включен в приложение 1 к постановлению № 395) (для товаров из Республики Беларусь);
  • свидетельство о регистрации компьютерной программы, выданное НЦИС (для имущественных прав на компьютерные программы, происходящие из Республики Беларусь);
  • СТ-1 + заявление о том, что участник является производителем предлагаемых им товаров (для товаров других стран ЕАЭС, кроме включенных в приложение 1 к постановлению № 395);
  • выписка из Евразийского реестра промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза (для товаров стран ЕАЭС, включенных в приложение 1 к постановлению № 395);

2) для работ, услуг собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за 3 календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 %, ‒ сертификат работ, услуг собственного производства + документ от самой организации со сведениями о численности инвалидов, фонде оплаты труда;

3) для работ, услуг собственного производства учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев, лечебно-производственных мастерских ‒ сертификат работ, услуг собственного производства.

Префпоправка в размере 25 %

Префпоправка в размере 25 % подтверждается сертификатом продукции собственного производства + документом от самой организации со сведениями о численности инвалидов, фонде оплаты труда.

Еще один важный момент связан с исполнением договора государственной закупки при условии применения префпоправки к предложению участника-победителя. Так, в случае подтверждения права на применение префпоправки на товары в размере 15 % сертификатом продукции собственного производства участник дополнительно должен представить обязательство о соблюдении при исполнении договора условий и критериев отнесения продукции к продукции собственного производства.

Последствия несоблюдения условий применения префпоправки и исполнения договора

Показателен кейс МАРТ при рассмотрении антимонопольного дела, в котором участник, заявляя о праве на применение префпоправки и подтверждая ее сертификатом продукции собственного производства, при исполнении условий договора не обеспечил выполнение указанных условий и критериев. Как следствие, МАРТ пришел к выводу о том, что действия такого поставщика направлены на получение дополнительной выручки, прибыли за счет увеличения объема реализации товаров, обеспечиваемого благодаря формированию у заказчиков и участников рынка представлений о наличии у предлагаемых обществом товаров преимущества в виде применения префпоправки. В связи с этим МАРТ пришел к выводу о наличии факта недобросовестной конкуренции путем введения хозяйствующим субъектом в заблуждение, что послужило основанием для начала административного процесса.

Важно.
Субъектам хозяйствования необходимо учитывать последствия несоблюдения условий и критериев производства, являющихся основанием для выдачи сертификата продукции собственного производства.

Также при приобретении работ (услуг) подрядчик (исполнитель), к предложению которого применена преференциальная поправка, обязан выполнить предусмотренную в договоре работу (оказать услугу) лично. Исключение составляют случаи, когда допускается привлечь к исполнению своих обязательств по договору: физических лиц в количестве не более 15 % от списочной численности юридического лица на дату заключения договора; организации Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовые профилактории, лечебно-производственные мастерские.

Тем самым обращаем внимание на необходимость соблюдения условий применения префпоправки как при участии в процедуре государственной закупки, так и при исполнении условий договора, если победителем признан участник-«преференциал».

662 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме