Порядок проведения процедур закупок в строительстве претерпел значительные изменения в связи с принятием Декрета № 7.
Согласно абз. 35 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7 не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений).
Из приведенной нормы следует, что положения как Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», так и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», касающиеся видов закупок в строительстве и условий их применения, не отменены, но могут не применяться организаторами закупок.
Справочно:
Декрет № 7 вступил в силу через 3 месяца после официального опубликования, то есть с 26.02.2018.
Можно предположить, что при закупках за счет средств, не относящихся к бюджетным, будут применяться те виды процедур закупок, которые их организаторы сочтут целесообразными в конкретном случае.
В этой связи представляет интерес вопрос о том, как контролирующие органы будут рассматривать соблюдение порядка проведения процедур закупок с учетом норм Декрета № 7.
Для ответа на указанный вопрос сначала рассмотрим определения основных терминов, применяемых в строительстве.
Справочно:
В п. 1 примечания к ст. 21.17 КоАП под бюджетными средствами понимаются средства республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов.
Термины, определяющие строительную деятельность
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон о строительстве) строительная деятельность (строительство) — это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.
В определении термина «строительство» применен ряд других терминов, таких как «возведение объекта», «реконструкция объекта» и др. Определения этих и других терминов даны в ст. 1 и 62 Закона о строительстве:
* Ремонт объекта подразделяется на капитальный и текущий ремонт. Виды работ, относящиеся к текущему и капитальному ремонту, указаны в ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию».
При решении вопроса об отнесении работ (услуг) к строительной деятельности необходимо также учитывать позицию Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, изложенную в письме от 24.07.2017 № 04-2-02/9574 «Об отнесении видов работ и услуг к строительной деятельности», согласно которой виды работ и услуг, относящиеся к строительной деятельности, формируются на основании наличия их в проектной документации независимо от того, вошли ли они в Перечень, определенный постановлением Минстройархитектуры от 10.05.2011 № 17 «Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности», либо Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 (ОКРБ 005-2011).
Административная ответственность при закупках
Согласно ст. 21.17 КоАП административную ответственность влекут:
1) непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в предусмотренных законодательными актами случаях процедур закупок при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, при стоимости строительства объектов от 6000 до 100 000 базовых величин, в том числе при размещении заказов, необходимых для строительства таких объектов;
2) те же деяния при стоимости строительства объектов 100 000 базовых величин и более, в том числе при осуществлении строительства за счет иных источников, за исключением строительства объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов.
В п. 2 примечания к ст. 21.17 КоАП под строительством объектов понимаются возведение, реконструкция, капитальный ремонт, реставрация, благоустройство, снос объектов.
***
Сопоставив определение понятия «строительство» в Законе о строительстве с учетом составляющих его терминов и определение данного термина в п. 2 примечания к ст. 21.17 КоАП, можно сделать следующие выводы:
1. Санкции ст. 21.17 КоАП не распространяются на проведение процедур закупок:
— для текущего ремонта;
— выбора инженерной организации;
— разработки проектной документации;
— разработки предпроектной (предынвестиционной) документации;
— выполнения пуско-наладочных работ.
2. Контролирующие органы могут контролировать проведение процедур закупок для целей строительства в случаях, когда проведение таких процедур хотя и не предусмотрено законодательством, но осуществляется по воле их организатора.