Вы на портале
Нормативное регулирование

Государственные закупки и неизменная договорная цена в строительстве

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2023 № 311

Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 16.05.2023 № 311 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление № 311). Самым значительным изменением является изложение Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее — Положение № 1553), в новой редакции. Постановление № 311 вступило в силу с 20.05.2023.

В настоящей статье рассмотрим те части новой редакции Положения № 1553, которые, по нашему мнению, являются наиболее важными и влияют на государственные закупки в строительстве.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

1383 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Формирование ориентировочной цены заказчиком и цены предложения подрядчика

Положение № 1553 устанавливает порядок формирования цены заказчика и цены подрядчика. Применительно к государственным закупкам цена заказчика – это ориентировочная стоимость предмета государственной закупки. Как следует из подп. 1.4 п. 1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки», в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства), применяется проектно-сметный способ. 

Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки определяется в том числе на основании проектной документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Справочно.
С 20.05.2023 Положение № 1553 имеет другое название — Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ.

Эта норма корреспондируется с п. 2 Положения № 1553, в соответствии с которым цена заказчика — ориентировочная цена подрядных работ, предложенная заказчиком для заключения договора, сформированная на основании утвержденной проектной, в том числе сметной, документации, разработанной по стадии «Строительный проект».

Законодательство о государственных закупках в целом не содержит правил для формирования участником цены предложения.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З) цена предложения — стоимость товаров (работ, услуг), предлагаемых участником, в том числе включающая налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, а также иные расходы, уплачиваемые участником в связи с исполнением договора в случае признания его участником-победителем. 

Постановлением № 311 в порядок формирования цены предложения участника внесены значительные изменения.

В п. 7 Положения № 1553 закреплено, что для формирования цены предложения подрядчика применяются 4 метода:

1) ресурсный метод;

2) путем применения укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта и (или) укрупненных нормативов стоимости на виды работ, разработанных подрядчиком;

3) путем сочетания двух предыдущих методов;

4) в размере стоимости подрядных работ, определенной в сметной документации на дату начала выполнения подрядных работ, установленную заказчиком, с учетом конкурсного коэффициента и прогнозных индексов, действующих в каждом месяце выполнения работ согласно укрупненному графику производства работ.

Справочно.
При расчетах по 1-му, 3-му и 4-му методам применяется конкурсный коэффициент.

В соответствии с новой редакцией п. 8 Положения № 1553 при строительстве объектов за счет бюджетных средств, то есть при государственных закупках, величина конкурсного коэффициента устанавливается в следующих пределах:

  • не выше предусмотренного в проектной документации норматива средств на непредвиденные работы и затраты — в части, учитывающей компенсацию рисков подрядчика, обусловленных различными непредвиденными обстоятельствами;
  • не ниже 0,9 — в части, учитывающей внутренние конкурентные преимущества подрядчика.

Согласно подп. 33.1.1 п. 33 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51, нормативы средств на непредвиденные работы и затраты устанавливаются в зависимости от вида объекта и на стадии строительного проекта варьируются в пределах от 1,2 % до 3,2 %.

Таким образом, ориентировочно конкурсный коэффициент при строительстве за счет бюджетных средств может устанавливаться в размере от 0,9 до 1,012–1,032. 

Важной является также норма п. 4 Положения № 1553, согласно которой порядок формирования цены предложения подрядчика, в том числе по видам работ, подтверждается расчетами.

По нашему мнению, это означает, что заказчик при проведении государственных закупок обязан проконтролировать корректность расчетов цены предложения подрядчиком. 

В случае нарушения участником порядка формирования цены его предложение должно быть отклонено. При проведении процедур конкурса или запроса ценовых предложений данное условие выполняется при рассмотрении содержания предложений участников. 

Неоднозначная ситуация с применением условия о формировании цены участником возникает при проведении процедуры электронного аукциона. С одной стороны, формально в этом случае участник не делает ценовое предложение и, соответственно, не формирует свою цену в соответствии с требованиями Положения № 1553. С другой стороны, Положение № 1553 не содержит исключений из требования о формировании цены предложения подрядчика. 

По нашему мнению, требуется разъяснение регуляторов о возможности применения процедуры электронного аукциона при государственных закупках в строительстве.

Изменение договора государственной закупки

Согласно ст. 25 Закона № 419-З изменение условий договора государственной закупки допускается в случаях, установленных в данной статье, а также Советом Министров. 

До 20.05.2023 такие случаи, в том числе при государственных закупках в строительстве, были установлены Советом Министров в постановлении от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — постановление № 395). 

Постановлением № 311 определены случаи внесения изменений в неизменную договорную цену, в том числе в случае, если договор был заключен по результатам государственных закупок.

Так, согласно п. 11 Положения № 1553 случаями корректировки цены являются изменения:

1) налогового законодательства в час-ти установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;

2) прогнозных индексов;

3) нормативных правовых актов в сфере ценообразования в строительстве;

4) проектной, в том числе сметной, документации по причине обнаружения недостатков технического и (или) счетного характера, а также в случае уточнения обстоятельств, которые невозможно было предусмотреть при ее разработке;

5) сроков выполнения подрядных работ, предусмотренных договором:

  • при нарушении заказчиком установленного договором порядка расчетов, графика платежей;
  • выявлении в ходе строительства дополнительных работ, влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств;
  • изменении даты начала выполнения подрядных работ и приостановления строительства (выполнения подрядных работ) на срок не более 3 месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон или зависящим от заказчика. При этом по обстоятельствам, зависящим от заказчика, при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой сумма корректировки неизменной цены по данному основанию оплачивается за счет собственных средств заказчика, за исключением случаев несвоевременного и (или) неполного обеспечения финансирования строительства объекта распорядителем бюджетных средств, лицом (лицами), осуществляющим (осуществляющими) финансирование строительства объекта.

Установлен также порядок корректировки неизменной (договорной) цены в зависимости от перечисленных в Положении № 1553 обстоятельств. 

Дополнительные работы

В измененной редакции Положения № 1553 появилось новое определение дополнительных работ. Для государст­венных закупок это важно, так как в силу подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 наличие дополнительных работ является основанием для изменения условий договора государственной закупки.

Согласно новой редакции дополнительные работы — это подрядные работы, не предусмотренные на дату формирования неизменной цены в утвержденной проектной документации, разработанной по стадии «Строительный проект», не изменяющие технические решения такой документации, необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена разработчиком проектной документации на основании двустороннего акта, подписанного заказчиком и разработчиком проектной документации.

Отличия:

1. Дополнительными считаются работы, не предусмотренные в проектной документации на дату формирования неизменной цены в утвержденной проектной документации.

2. Дополнительные работы не должны изменять технические решения такой документации. 

Согласно ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание» термин «технические решения» применяется в отдельных разделах архитектурного проекта строительства. Для проектной документации в стадии «Строительный проект» употребление такого термина не обнаружено. 

Полагаем, что до получения разъяснения о том, что относится к техническим решениям в проектной документации, разработанной на стадии «Строительный проект», ответственность за применение термина для конкретных случаев строительства будет лежать на заказчике и разработчике проектной документации, как лицах, подписывающих двусторонний акт.

1383 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме