Содержание:
Предпосылки принятия нормативного акта
Основным нормативным актом, определяющим порядок ценообразования в строительстве, является Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 361).
Указ № 361 устанавливает в подп. 1.1 п. 1 единый порядок формирования цен на строительство независимо от источников финансирования. Сметная документация должна разрабатываться на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, и цен (тарифов) на ресурсы и (или) на основании укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта или стоимости объектов-аналогов.
В целях реализации норм Указа № 361 приняты:
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361», включающее в себя Положение о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ;
- постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.12.2007 № 25 «Об утверждении Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации».
Однако в отношении проведения текущего ремонта регулирование ценообразования, предусмотренное Указом № 361, не действует. В ч. 5 подп. 1.1 п. 1 Указа № 361 закреплено, что на основании сметной документации заказчиком, застройщиком в установленном порядке определяется подрядчик, цена предложения которого является неизменной договорной (контрактной) ценой на выполнение подрядных работ (за исключением объектов текущего ремонта).
Из данной нормы следует, что для случая текущего ремонта цена строительства не является неизменной договорной (контрактной).
Справочно.
Согласно ст. 663 ГК цена работы может быть твердой или приблизительной. Неизменная договорная (контрактная) цена, определенная в соответствии с нормами Указа № 361 и подзаконных актов, соответствует понятию твердой цены. Цена, определенная на основании оценки объемов работ, указанных в дефектном акте, и соответствующих расценок на такие работы, с возможностью последующей корректировки в ходе выполнения работ, является приблизительной.
При проведении закупок работ (услуг) по текущему ремонту за счет бюджетных средств возникали вопросы, касающиеся ценообразования работ (услуг) и требований законодательства о государственных закупках при определении цены и ее неизменности в ходе исполнения договора.
Для устранения возникающих противоречий было принято постановление № 747, содержащее Положение о порядке формирования договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ по объектам текущего ремонта (далее – Положение).
Структура Положения
Согласно п. 1 Положения в нем определяется порядок формирования договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ и расчетов между заказчиком и подрядчиком при выполнении таких работ по объектам текущего ремонта, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, и государственных внебюджетных фондов.
То есть Положение содержит два порядка:
- порядок формирования договорной (контрактной) цены (далее – договорная цена);
- порядок расчетов между заказчиком и подрядчиком.
Формирование договорной цены
Порядок формирования договорной цены определен в пп. 3–6 Положения.
В общем случае проведения государственных закупок процедура формирования цены договора заключается в формировании цены заказчика в качестве стартовой, формировании цены подрядчика и достижении компромисса между ними в ходе проведения процедуры государственных закупок.
Цена заказчика и ориентировочная цена государственной закупки
Согласно п. 3 Положения цена заказчика формируется в размере сметной стоимости подрядных работ, определенной на дату начала выполнения таких работ, установленную заказчиком в дефектном акте, с учетом прогнозных индексов стоимости СМР, утвержденных Министерством экономики, действующих в соответствующем месяце периода продолжительности выполнения подрядных работ, установленного заказчиком в дефектном акте.
Совместим указанную выше норму с законодательством о государственных закупках.
В силу п. 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок. Способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки определены в постановлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» (далее – постановление № 35). В подп. 1.4 п. 1 постановления № 35 указано, что проектно-сметный способ применяется в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки определяется в том числе на основании проектной документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Обратите внимание!
Для случая государственной закупки работ (услуг) по текущему ремонту применение проектно-сметного способа определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки невозможно ввиду отсутствия проектной документации.
Положение, а именно п. 3, ликвидирует этот пробел, поскольку законодатель установил способ определения цены заказчика при закупках работ (услуг) по текущему ремонту. По нашему мнению, для полного снятия всех возможных вопросов необходимо внести дополнения в постановление № 35, указав, что ориентировочная стоимость предмета государственной закупки определяется в соответствии с Положением.
Формирование цены предложения подрядчика
Для формирования цены предложения подрядчика в п. 4 Положения определены два метода.
1. Подрядчик рассчитывает свою цену на основе сметы, составленной заказчиком с учетом своего конкурсного коэффициента.
2. Подрядчик самостоятельно составляет смету на основе дефектного акта. В смете учитывается конкурсный коэффициент. При составлении сметы подрядчик вправе с учетом технологии выполнения работ и соблюдения требований обязательных для применения технических нормативных правовых актов применить нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении, отличные от предусмотренных в смете заказчика, заменить виды используемых строительных материалов, изделий, конструкций, машин и механизмов при условии сохранения качественных и потребительских характеристик объекта (результата выполненных работ).
Для определения подрядчиком своего конкурсного коэффициента установлены следующие правила, по которым определяется конкурсный коэффициент:
- в части, учитывающей компенсацию рисков подрядчика, обусловленных различными непредвиденными обстоятельствами, – в размере не выше предусмотренного в смете норматива средств на непредвиденные работы и затраты;
- в части, учитывающей внутренние конкурентные преимущества подрядчика, – в размере, устанавливаемом подрядчиком самостоятельно.
Законодатель не определил предельные значения конкурсного коэффициента подрядчика, то есть такой коэффициент может быть как выше, так и ниже единицы.
Изменение договорной (контрактной) цены и дополнительные работы
Согласно п. 7 Положения изменение договорной (контрактной) цены подрядных работ осуществляется по основаниям, предусмотренным в подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395).
Из всех случаев изменения цены, предусмотренных в постановлении № 395, по нашему мнению, для выполнения текущего ремонта подходит только абз. 12 подп. 1.8 п. 1. На основании указанной нормы допускается изменение условий договора, если требования к предмету государственной закупки, его объем (количество), сроки исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем), цена договора изменяются не более чем на 15 % по отношению к цене договора при его заключении, обусловленного возникновением потребности в выполнении СМР по текущему ремонту, не предусмотренных в дефектном акте и смете, подтвержденной актом, подписанным заказчиком и подрядчиком, а также инженерной организацией (в случае ее привлечения заказчиком для выполнения своих функций).
В п. 2 Положения дано определение дополнительных работ: это подрядные работы, технологически связанные с подрядными работами, предусмотренными в дефектном акте и (или) смете, договорной (контрактной) цене, не предусмотренные в дефектном акте и (или) смете, договорной (контрактной) цене, необходимость выполнения которых возникла в процессе выполнения подрядных работ в целях исполнения обязательных требований в строительстве (достижения потребительских и качественных характеристик объекта) и подтверждена актом, подписанным заказчиком и подрядчиком, а также инженерной организацией (в случае ее привлечения заказчиком для выполнения своих функций).
Сопоставив две нормы, можно прийти к выводу, что стоимость дополнительных работ должна быть не больше чем 15 % от стоимости цены договора.
Расчеты с подрядчиком
В Положении предусмотрены некоторые изменения в части расчетов с подрядчиком за выполненные работы по сравнению с закрепленным в иных нормативных актах.
В силу п. 8 Положения при превышении общей стоимости выполненных подрядных работ по актам над договорной (контрактной) ценой стоимость работ, выполненных в последнем месяце, в акте уменьшается на сумму превышения, а при превышении договорной (контрактной) цены над общей стоимостью выполненных работ по актам на сумму превышения уменьшается договорная (контрактная) цена (соответствующее условие включается в договор).
Таким образом, закреплен принцип, согласно которому превышение фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной договорной (контрактной) цене на выполнение подрядных работ относится на финансовые результаты деятельности подрядчика, то есть за его счет.
Снижение же стоимости выполненных строительных работ по отношению к цене, закрепленной в договоре, также происходит за счет подрядчика, уменьшая его доход. Принцип экономии подрядчика, закрепленный в ст. 664 ГК и в ч. 6 подп. 1.1 п. 1 Указа № 361, в данном случае не применяется.