Вы на портале
Лица, участвующие в закупках

Восстановление нарушенных прав участника при проведении госзакупки

Богатко Антон
Богатко Антон
Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 
36 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ситуация: Заказчик в октябре 2024 г. проводит процедуру госзакупки в виде открытого конкурса в электронном виде. Источник финансирования предмета госзакупки ‒ средства республиканского бюджета, собственные средства заказчика. Предмет государственной закупки – подрядные работы в сфере строительства по объекту строительства. Нормативный срок строительства согласно заключению госэкспертизы составляет 3,5 месяца. Проектная документация разработана в ценах на 1 ноября 2023 г.
Как отмечено в заключении госэкспертизы:
— дата начала разработки сметной документации ‒ 1 ноября 2023 г.;
— дата начала строительства ‒ май 2024 г.;
— дата завершения строительства ‒ август 2024 г.
Согласно разделу конкурсных документов «Порядок формирования цены предложения» цена предложения подлежит формированию с применением метода формирования цены предложения по п. 7 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2023 № 311 (далее – Положение № 1553).
Из протокола открытия следует, что предложение участника не допущено к оценке и сравнению предложений по причине нарушения участником порядка формирования цены предложения подрядчика в соответствии с подп. 7.1 п. 7 Положения № 1553. Частично цены на материалы взяты со счетов поставщиков, с которыми участник планировал сотрудничать, а частично ‒ из сметной документации, что по некоторым материальным ресурсам не совпадает с республиканской нормативной базой текущих цен на ресурсы.
В процедуре госзакупки принимало участие 4 участника. Три участника были допущены к оценке и сравнению предложений, один участник не допущен по причине, изложенной выше.
Участник, чье предложение было отклонено, сформировал цену предложения согласно требованиям раздела конкурсных документов «Порядок формирования цены предложения», с применением метода формирования цены предложения по подп. 7.1 п. 7 Положения № 1553. Иные три участника, допущенные к оценке и сравнению предложений, сформировали цену предложения по подп. 7.4 п. 7 Положения № 1553.

Вопрос: Имеет ли право участник написать жалобу в уполномоченный орган, осуществляющий контроль проведения госзакупок, и заявить о нарушении его интересов при участии в процедуре госзакупки в виде открытого конкурса в электронном виде, выразившемся в незаконном отклонении предложения и недопуске к оценке предложений? На какие нормы законодательства участник может ссылаться в описанной ситуации?

Ответ. В соответствии с абз. 5 ч. 1 п. 5 ст. 35 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З) протокол открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений должен содержать сведения об участниках, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения и их обоснованием.

Как следует из описания ситуации, в протоколе открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений указаны только причины, но не указаны обоснования отклонения предложения участника.

Таким образом, ввиду отсутствия обоснований отклонения допущено безосновательное отклонение предложения заявителя, то есть неправомерное применение основания отклонения в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 35 Закона № 419-З, нарушены законные права заявителя по участию в процедуре госзакупки в части допуска к оценке и сравнению предложений.

Согласно п. 8 Положения № 1553 метод формирования цены предложения подрядчика избирается подрядчиком самостоятельно.

При формировании цены предложения ресурсным методом (подп. 7.1 п. 7 Положения № 1553) стоимость материалов принимается на основании данных о поставках и предварительно согласованной их стоимости с организациями, с которыми подрядчик планирует сотрудничать при строительстве объекта, и (или) информации о текущих ценах на строительные материалы из республиканской нормативной базы текущих цен на ресурсы, действующей на дату формирования цены предложения подрядчика (ч. 2 подп. 7.1 п. 7 Положения № 1553).

Согласно п. 4 Положения № 1553 цена предложения подрядчика формируется на дату начала выполнения подрядных работ, установленную заказчиком в документации о закупке, на основании предоставляемой заказчиком проектной, в том числе сметной, документации, составной частью которой является ведомость объемов работ и расхода ресурсов по форме согласно приложению 1, с применением прогнозных индексов, действующих в соответствующем периоде нормативной продолжительности строительства, с учетом налогов и отчислений согласно законодательству.

Как описано в ситуации, проектная документация разработана в ценах на 1 ноября 2023 г. Дата начала строительства ‒ май 2024 г. Дата завершения строительства ‒ август 2024 г.

То есть заказчику надлежало в соответствии с пп. 4 и 12 Положения о порядке и способах определения предельной стоимости предмета государственной закупки, утвержденного постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 30.04.2024 № 34 (далее – Положение № 34), определить предельную стоимость предмета госзакупки, применяя проектно-сметный способ ее определения, и провести процедуру госзакупки не в октябре 2024 г., а заблаговременно, до мая 2024 г. (до даты начала строительства).

При применении проектно-сметного способа определения предельной стоимости, который применяется при приобретении товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства), предельная стоимость определяется в том числе на основании проектной (сметной) документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (п. 12 Положения № 34).

Из вышеизложенного следует, что:

1. Для проведения процедуры госзакупки по предмету госзакупки «Подрядные работы в сфере строительства» заказчику сперва надлежало внести изменения в проектную документацию в сметную часть с прохождением повторно госэкспертизы, применить проектно-сметный способ определения предельной стоимости с учетом требований пп. 4 и 12 Положения № 34, руководствуясь абз. 13 п. 2 Положения № 1553, а также п. 3 Положения № 1553.

2. После выполнения п. 1 ‒ организовать и провести процедуру госзакупки.

3. Цена предложения трех участников процедуры госзакупки, допущенных к оценке и сравнению предложений, также сформирована неверно. Это обусловлено тем, что цена предложения формировалась без учета определенных сроков продолжительности строительства согласно проектной документации и заключению госэкспертизы, что является основанием для отклонения предложений участников исходя из абз. 2 п. 4 ст. 35 Закона № 419-З. В соответствии с проектной документацией, заключением государственной экспертизы нормативный срок строительства составляет 3,5 месяца, начало выполнения работ ‒ май 2024 г., завершение ‒ август 2024 г., а по условиям конкурсных документов заказчика: 28.10.2024 – 28.02.2025.

Таким образом, участник был поставлен в неравное положение по отношению к иным участникам процедуры закупки, у которых цены предложений рассчитаны с нарушением требований раздела «Порядок формирования цены предложения» конкурсных документов и Положения № 1553, но предложения которых в свою очередь не были отклонены, а были допущены к оценке и сравнению предложений.

На основании изложенного выше, руководствуясь абз. 3 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 52, ст. 53 Закона № 419-З, участник имеет право подать жалобу в уполномоченный государственный орган по госзакупкам.

36 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме