Содержание:
Какие функции заказчик не вправе передавать организатору?
Не могут быть переданы организатору следующие функции заказчика:
- определение потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик) предмета государственной закупки;
- определение требований к участникам;
- определение существенных условий договора и его заключения (ч. 2 п. 1 ст. 13 Закона).
Данные функции осуществляются заказчиком (заказчиками – при централизации государственных закупок).
Справочно.
Централизация государственных закупок – организация и проведение процедур государственных закупок однородных товаров (работ, услуг) организатором для нужд нескольких заказчиков (абз. 22 ст. 1 Закона). Право осуществлять централизацию государственных закупок предоставлено государственным органам (организациям) (ч. 1 п. 2 ст. 13 Закона).
Есть ли особенности для закупок в строительстве?
В строительной сфере есть особенности, связанные со статусом инженерных организаций, привлекаемых для выполнения функций заказчиков, застройщиков в строительной деятельности, руководителя (управляющего) проекта.
1. Инженер (инженерная организация) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, привлекаемые заказчиком, застройщиком для оказания инженерных услуг в строительстве в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание инженерных услуг (абз. 15 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
Важно!
Поскольку в сфере государственных закупок организатором может быть только юридическое лицо, то привлечение индивидуального предпринимателя (инженера) для организации и проведения процедур государственных закупок не допускается.
2. Порядок оказания инженерных услуг определен Инструкцией о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 18 (далее – Инструкция № 18), в части, не противоречащей законодательству о государственных закупках.
Например, действие п. 4 Инструкции № 18 ограничено требованиями ст. 16 Закона и критериями оценки и сравнения предложений для конкурса, установленными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 № 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов».
3. Инженерная организация может привлекаться:
- для консультирования по вопросам проектирования и строительства;
- выполнения определенных договором функций заказчика, застройщика;
- комплексного управления строительной деятельностью (пп. 7, 8 Инструкции № 18).
Справочно.
Не подлежат передаче инженеру (инженерной организации) функции, предусмотренные абз. 21 подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», ч. 2 п. 9 Инструкции № 18.
4. Перечень функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства утвержден постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4. В том числе к таким функциям относится организация процедур закупок в случаях и порядке, установленных законодательством (в области обеспечения проектной документацией и организации строительства). Данные функции могут быть переданы инженерной организации.
5. Ориентировочная стоимость оказываемых инженерных услуг определяется на основании сметного расчета стоимости строительства согласно подп. 31.1 п. 31 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51.
В отсутствие сводного сметного расчета следует руководствоваться законодательством о государственных закупках. В частности, подп. 1.4 и 1.5 п. 1 постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 закреплены способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, используемые при закупках для строительства:
- изучение конъюнктуры рынка;
- проектно-сметный;
- затратный.
Справочно.
С разъяснением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24.06.2021 № 14-01-10/1598 К «О закупках для строительства» (включая вопросы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки) можно ознакомиться по ссылке.
✎ Дополнительно по теме:
Майборода В. Как определить ориентировочную стоимость предмета госзакупки при текущем ремонте?