Действующее законодательство Республики Беларусь о государственных закупках выстраивается с учетом положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее соответственно – Договор, Союз), который предписывает на уровне целей и принципов регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок необходимость предоставления государствам-членам национального режима в сфере закупок (ст. 88 Договора).
В свою очередь, в Протоколе о порядке регулирования закупок, являющемся приложением 25 к Договору, национальный режим определяется как режим, предусматривающий, что каждое государство-член для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств-членов и поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим, не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги.
Справочно.
Страна происхождения товара определяется в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров, действующими на таможенной территории Союза (п. 2 названного Протокола).
В рамках национального режима в Союзе каждое государство – член Союза, включая Республику Беларусь, обеспечивает в отношении товаров (работ, услуг) других государств-членов и поставщиков, их предлагающих, режим, не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам (работам и услугам), происходящим с территории своего государства, и поставщикам, их предлагающим.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) в рамках национального режима предоставляется допуск товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок на равных условиях с товарами (работами, услугами) отечественного происхождения и поставщиками (подрядчиками, исполнителями), предлагающими такие товары (работы, услуги) (п. 1 ст. 5 Закона).
Справочно.
На сегодняшний день в Республике Беларусь национальный режим в сфере государственных закупок обеспечивается только для государств – членов Союза – Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации.
Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право устанавливать:
• условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок в случае, если:
- иностранным государством (группой иностранных государств) в отношении товаров (работ, услуг) отечественного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), не установлен национальный режим;
- государственные закупки осуществляются для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Республики Беларусь;
- государственные закупки осуществляются путем приобретения конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного Советом Министров Республики Беларусь по решению или поручению Президента Республики Беларусь;
• преференциальную поправку, определить ее размер, товары (работы, услуги) и участников для применения преференциальной поправки, а также условия ее применения, включая документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, в случае, если иностранным государством (группой иностранных государств) в отношении товаров (работ, услуг) отечественного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), не установлен национальный режим (п. 2 ст. 5 Закона).
Следует отметить, что оба приведенных полномочия Совета Министров – установление условий допуска и применение преференциальной поправки – реализованы.
Во-первых, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» (далее – постановление № 206) установлено условие допуска товаров иностранного происхождения согласно приложению 1 к постановлению № 206 и поставщиков, предлагающих такие товары (кроме товаров, происходящих из государств – членов Союза): к участию в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений допускается участник, предложение которого содержит информацию о поставке товара, указанного в приложении 1 к постановлению № 206, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств, если для участия в этих процедурах государственных закупок подано менее двух предложений, содержащих информацию о поставке такого товара, происходящего из стран Союза, и соответствующих требованиям документов по процедуре.
Если же подано два и более предложений, содержащих информацию о поставке такого товара, происходящего из стран Союза, и соответствующих требованиям документов по процедуре, то предложения участников, предлагающих товары третьих стран или не предоставивших подтверждающие документы (установлены в п. 2 постановления № 206), отклоняются.
Справочно.
В любом случае страна происхождения товара для целей постановления № 206 считается подтвержденной, если предоставлены документы, предусмотренные п. 2 постановления № 206.
Во-вторых, применение преференциальной поправки предусмотрено подп. 1.5, 1.6 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395).
В частности, для товаров, происходящих из государств – членов Союза и предлагаемых их участниками – производителями таких товаров, при предоставлении подтверждающих документов (подп. 1.6 п. 1 постановления № 395) применяется преференциальная поправка в размере 15 %.
Выводы:
При осуществлении государственных закупок товарам (работам, услугам), происходящим из государств – членов Союза, и предлагающим их участникам предоставляется национальный режим.
При этом условия допуска к участию в закупках в соответствии с постановлением № 206 не касаются товаров, происходящих из государств-членов (при наличии подтверждающих документов). Преференциальная поправка в размере 15 % применяется в отношении товаров из государств-членов и предлагающих их участников – производителей таких товаров (при предоставлении подтверждающих документов).