Вы на портале
Государственные закупки

Изменение условий договора государственной закупки в 2023 году

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2022 № 933 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» (далее ‒ постановление № 933) внесены изменения, касающиеся договора государственной закупки. Рассмотрим их более подробно.

Бенсман Максим
Бенсман Максим

Адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Имущество Инвестиции» Минской городской коллегии адвокатов


542 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 1 января 2023 г. постановлением № 933 еще на один год продлено действие норм абз. 10, 11 подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395). В соответствии с абз. 10, подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 допускается изменение цены договора, если такие изменения при приобретении товаров (работ, услуг) согласно приложениям 1‒2,4 и 5 к постановлению № 395, а также сырья, материалов, используемых при производстве таких товаров (выполнении работ, оказании услуг), невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки.

Справочно.
Принять решение об изменении цены договора возможно только по соглашению сторон. Поставщик (подрядчик, исполнитель) не вправе в одностороннем порядке изменять цену договора, заключенного по результатам проведения процедуры государственной закупки.

Изменение цены договора должно быть подтверждено соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно письму Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) от 08.06.2022 № 14-01-10/1774К «Об изменении условий договора государственной закупки и его проекта» (далее – письмо № 14-01-10/1774К) заказчику следует рассмотреть представленные документы, в том числе соответствующий расчет, и оценить их достаточность для подтверждения наличия оснований изменения цены.

Заказчик принимает решение о заключении соответствующего дополнительного соглашения либо отклонении предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении цены договора именно с учетом такой оценки, имеющегося финансирования и времени на возможное проведение новой процедуры государственной закупки.

При этом, учитывая, что одним из основных принципов осуществления государственных закупок является эффективное расходование денежных средств, по мнению МАРТ, заказчику до принятия решения об изменении цены договора необходимо изучить уровень цен на рынке на приобретаемый товар (работу, услугу) во избежание необоснованного увеличения цены договора.

Также в соответствии с внесенными постановлением № 933 в постановление № 395 изменениями в 2022‒2023 гг. допускается изменение сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и порядка оплаты, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки. Невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя).

Как указывает МАРТ в своем письме № 14-01-10/1774К, требований к содержанию и достаточности обоснования невозможности исполнения договора без изменения сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) законодательство не предусматривает. Однако в таком обосновании должна быть приведена информация, достаточная для установления факта невозможности исполнения обязательств в случае сохранения сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), установленных договором при заключении.

Также законодательством о государственных закупках не определено содержание термина «порядок оплаты». По мнению МАРТ, под порядком оплаты понимаются форма расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вид, способ такого расчета, условие предоставления (непредоставления) аванса, предварительная оплата, оплата по факту поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и пр.

Требований к содержанию и достаточности обоснования невозможности исполнения договора без изменения порядка оплаты законодательство не предусматривает. При этом, аналогично вышеуказанному обоснованию, поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо отразить информацию, достаточную для установления факта невозможности исполнения обязательств в случае сохранения порядка оплаты, установленного договором при заключении.

Справочно.
Информацией, достаточной для установления факта невозможности исполнения обязательств, например, могут быть сведения о введении ограничений в торговле и запрета на оплату товаров, происходящих из определенных государств, и др.

Выводы
Постановлением № 933 внесены изменения в постановление № 395, касающиеся договора государственной закупки:
— допускается изменение цены договора, если при проведении процедуры госзакупки невозможно было предусмотреть изменение цены при приобретении товаров (работ, услуг) согласно приложениям 1‒2, 4 и 5 к постановлению № 395, а также сырья, материалов, используемых при производстве таких товаров (выполнении работ, оказании услуг);
— допускается изменение сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и порядка оплаты, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки.
Все изменения должны быть обоснованы и подтверждены документально поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Изменение цены договора должно быть подтверждено соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик должен проверять все представленные документы и соответствующий расчет и оценить их достаточность для подтверждения наличия оснований для внесения изменений в договор. При необходимости подписывается соответствующее дополнительное соглашение с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Однако следует помнить, что любые изменения условий договора возможны только по соглашению сторон либо в судебном порядке. При этом возможность и достаточность оснований для изменения условий в каждом конкретном случае заказчик определяет самостоятельно.

542 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме