Вы на портале
Государственные закупки

Государственные закупки в строительстве: дополнительные требования к участникам

В случаях, когда предметом государственной закупки являются работы и услуги для строительства, необходимо учитывать не только общие требования к участникам, установленные ст. 16 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон), но и  дополнительные требования, предусмотренные иными нормами законодательства о государственных закупках.

Рассмотрим, какие именно дополнительные требования предъявляются к участникам процедур государственных закупок.

Амельченя Юлия
Амельченя Юлия

Кандидат юридических наук, доцент, медиатор


347 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Требования к участникам процедур закупок 

Требования к участникам процедур государственных закупок устанавливаются отчасти в зависимости от предмета государственной закупки (абз. 2, 3, 12 п. 2 ст. 16 Закона), но в большинстве случаев ‒ безотносительно предмета государственной закупки (иные нормы п. 2 ст. 16 Закона).

Если предметом государственной закупки являются работы и услуги для строительства, следует учитывать те обязательные требования для их осуществления (абз. 2 п. 2 ст. 16 Закона), которые установлены законодательством.

Например, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства», постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25 «Об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено требование о наличии обязательной аттестации соответствия.

Дополнительные требования к участникам

Для сферы строительства приложение 1-1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395) содержит дополнительные требования для работ, услуг с кодами общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее – ОКРБ) в секции F 41.0–43.9.

Однако дополнительные требования по указанным кодам не устанавливаются в следующих случаях:

  • если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки не превышает 1000 базовых величин;
  • при приобретении работ по техническому обслуживанию;
  • при проведении процедур закупок из одного источника в соответствии с пп. 4[1], 5[2], 11[3] и 12[4] приложения к Закону.

Для кода 41.0–43.9 ОКРБ установлены 3 группы дополнительных требований:

  • способность участника оказать услуги на сумму не менее 50 % стоимости услуг, составляющих предмет государственной закупки, собственными силами. Соответствие данному требованию подтверждается документом, подписанным участником, об оказании услуг, составляющих предмет государственной закупки, собственными силами (письмо, справка, заявление и иной документ) Также важно, что соответствующее условие должно быть включено в договор государственной закупки как существенное по результатам проведения процедуры, о чем заказчик может указать в проекте договора государственной закупки при проведении конкурентной процедуры государственных закупок;
  • наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) сопоставимых по цене[5] договоров на оказание услуг, составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных услуг[6] более 3 лет до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника). Соответствие данному требованию подтверждается реестром исполненных участником (с учетом правопреемства) договоров о выполнении сопоставимых по цене работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг), содержащим в том числе сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене. В таком реестре должно быть не менее 3 договоров, хотя бы по одному из которых работы выполнялись (услуги оказывались) за пределами трехлетнего срока до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника). Имеет значение тот факт, что начало выполнения работ, оказания услуг хотя бы по одном договору в реестре находилось за пределами трехлетнего срока до указанной даты, а завершение его исполнения возможно как за пределами трехлетнего срока, так и в его пределах;
  • деловая репутация участника. Соответствие данному требованию подтверждается не менее чем 3 положительными отзывами о качестве и соблюдении сроков выполнения сопоставимых по цене работ (оказания услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг).

Дополнительные требования к участникам предусмотрены для работ, услуг, классифицируемых по коду 71.1 ОКРБ, кроме работ, услуг, являющихся предметом государственной закупки, ориентировочная стоимость которого не превышает 1000 базовых величин, а также кроме случаев проведения процедур закупок из одного источника в соответствии с пп. 4, 5, 11 и 12 приложения к Закону.

Дополнительные требования также установлены в виде:

  • способности участника оказать услуги на сумму не менее 50 % стоимости услуг, составляющих предмет государственной закупки, собственными силами;
  • наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) сопоставимых по цене договоров на оказание услуг, составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных услуг более трех лет до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника);
  • деловой репутации участника.

Справочно.
Подтверждающие указанные дополнительные требования документы и требования к существенным условиям договора государственной закупки тождественны условиям, установленным для работ, услуг по кодам 41.0–43.9 ОКРБ.

Если конкурентная процедура государственной закупки проводится с установлением дополнительных требований к участникам и в ходе ее проведения установлено, что участник им не соответствует, то его предложение отклоняется.

Выводы
Кроме общих требований к участникам, установленных Законом, иными нормами законодательства о государственных закупках предусмотрены дополнительные требования в том случае, если предметом закупок является закупка работ или услуг в строительстве.
Дополнительные требования к таким участникам позволяют проверить наличие опыта выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг), деловую репутацию и способность выполнить работы, оказать услуги в области строительства собственными силами на сумму не менее 50 % от стоимости работ или оказания услуг в строительстве.



[1] Когда осуществляется приобретение товаров (работ, услуг) у конкретного лица, определенного законодательными актами, а также приобретение товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, юридическими лицами, сто процентов простых (обыкновенных) или иных голосующих акций (долей участия) которых принадлежит государству, соответствующие полномочия которых устанавливаются законодательными актами.

[2]   Возникновение потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), аварии, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур государственных закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно

[3] Приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного решением Президента Республики Беларусь

[4] Приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного Советом Министров Республики Беларусь по решению или поручению Президента Республики Беларусь

[5] Сопоставимость по цене определяется таким образом, что цена каждого из договоров, подтверждающих данное требование, должна составлять не менее 50 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки или его части (лота)

[6] Критерия аналогичности в законодательстве о государственных закупках не установлено, в связи с чем для уяснения содержания в каждой конкретной закупке рекомендуем запрашивать мнение уполномоченного государственного органа в сфере строительства или экспертных организаций

347 Shape 1 copy 6Created with Avocode.