Вы на портале
Государственные закупки

Допуск к процедуре закупки нерадивого подрядчика

Вопрос: Подрядчик ранее становился победителем процедур закупок по размещению заказа на выполнение текущего ремонта. При выполнении работ к подрядчику были нарекания в части несвоевременного выполнения работ. Источник финансирования – бюджетные средства. Подрядчик не включен ни в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, ни в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве.

Может ли заказчик не допустить подрядчика к проводимой процедуре переговоров? Какие меры может принять заказчик к подрядчику?

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

2261 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Нет, не может. За нарушения заказчик обязан принять к подрядчику меры, предусмотренные бюджетным законодательством. 

Как следует из подп. 1.9 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», участниками процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве в соответствии с настоящим Указом не могут выступать:

— эксперт или экспертная организация в процедуре закупки, привлекавшиеся к ее организации либо проведению для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

— юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали услуги по организации проводимой процедуры закупки;

— лица, указанные в абз. 2, 3, 5–8 п. 2 ст. 57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», то есть:

• организатор проводимых процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

• учредитель, участник, собственник имущества организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

• юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации, за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо;

• юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), находящееся (находящийся) в процессе ликвидации (в стадии прекращения деятельности), в том числе признанное (признанный) в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;

• лицо, включенное в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

• лицо, включенное в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве.

Из содержания вопроса следует, что подрядчик не относится ни к одной из перечисленных категорий. Следовательно, заказчик не может своим решением не допустить подрядчика к процедуре закупки. 

В случае принятия заказчиком (организатором процедуры закупки) решения о недопуске подрядчика к участию такое решение может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства. Согласно ст. 24 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» при осуществлении закупок товаров запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. 

Отказ субъекту в участии в процедуре закупки без законных оснований — очевидное ограничение конкуренции. 

В то же время заказчик, как лицо, распоряжающееся бюджетными средствами, обязан принимать меры к подрядчику в случае нарушения предусмотренных договором сроков выполнения работ по текущему ремонту.

Согласно подп. 13.8 п.13 Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком (исполнителем) обязательств по выполнению работ (услуг) в сроки, предусмотренные договором, заказчик представляет в органы казначейства письменное обращение о взыскании бюджетных средств (далее — письменное обращение), а также пени в размере, предусмотренном Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» (далее — Указ № 359).

В соответствии с п. 9 Указа № 359 юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежаще исполнившие обязательство по поставке товара (продукции), выполнению работ, оказанию услуг в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню с зачислением ее в доход соответствующего бюджета.

Размер пени рассчитывается исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день исполнения обязательства, за исключением поставок товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг военного назначения по государственному оборонному заказу, увеличенной в 10 раз, от суммы неисполненной части обязательства по выполнению работ, оказанию услуг. 

Обращаем внимание, что направление заказчиком письменного обращения в казначейство является обязанностью, а не правом заказчика. На основании письменного обращения заказчика и соответствующего приказа главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по области (г. Минску) списание бюджетных средств, пени со счета подрядчика осуществляется в бесспорном порядке.

2261 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме