Составление годового плана закупок
Вопрос: Необходимо ли заказчикам составлять годовой план государственных закупок на 2021 г. при строительстве за счет бюджетных средств после 01.07.2021?
Ответ: Да, необходимо, если заказчик планирует осуществлять государственные закупки в 2021 г. либо предполагает, что необходимость в таких закупках может возникнуть.
Составление годового плана государственных закупок (далее — годовой план) является обязанностью заказчика. Согласно п. 2 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З) годовой план государственных закупок формируется ежегодно и после утверждения заказчиком подлежит размещению на электронной торговой площадке в течение 5 рабочих дней, за исключением сведений, составляющих государственные секреты.
Обращаем внимание, что годовой план вступает в силу после выполнения следующих действий:
— утверждение заказчиком;
— размещение на электронной торговой площадке.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 19 Закона № 419-З годовой план государственных закупок, размещенный в государственной информационно-аналитической системе, является основанием для проведения процедуры государственной закупки, за исключением случая, установленного п. 5 приложения к Закону № 419-З.
Отсюда следует, что годовой план категорически необходим в случае, если процедуры государственных закупок планируется проводить после 01.07.2021.
Однако в следующих случаях не все так наглядно и, безусловно, более спорно.
Пример 1.
Строительство объекта началось в 2021 г. в период до 01.07.2021 и планируется завершить в последующие годы. В этом случае мы рекомендовали бы заказчику утвердить и разместить на торговой площадке годовой план.
Рекомендация основана на следующих нормах.
Согласно ч. 3 п. 1 ст. 19 Закона № 419-З в случае, если срок осуществления государственной закупки превышает срок, на который утверждается годовой план государственных закупок, в него включается ориентировочный объем (количество) общей потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении и его ориентировочная стоимость.
Следующее требование изложено в п. 3 ст. 24 Закона № 419-З: в случае, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более календарного года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре.
Форма годового плана утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.01.2019 № 10 «Об установлении формы годового плана государственных закупок». В столбцах 8–10 данной формы указывается «Ориентировочная стоимость годовой и (или) общей потребности в однородных товарах (работах, услугах), в белорусских рублях».
Применительно к строительству из приведенных норм следует, что заказчик должен в годовом плане указать общую стоимость строительства и ориентировочную стоимость работ (услуг) на текущий год.
Следовательно, если строительство объекта началось до 01.07.2021, то для выделения из общей стоимости строительства части, приходящейся на текущий год, целесообразно утвердить годовой план закупок и разместить его на электронной площадке.
Пример 2.
Строительство объекта начато до 01.07.2021 и планируется завершить до 31.12.2021. Заказчику выделено дополнительное финансирование для строительства объекта после 01.07.2021.
Данный случай подпадает под норму ч. 2 п. 2 ст. 18 Закона № 419-З, согласно которой в случае выделения заказчику в текущем финансовом году дополнительного объема финансирования либо наличия у него неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов после проведения процедур государственных закупок в соответствии с годовым планом государственных закупок и возникновения потребности в приобретении товаров (работ, услуг), однородных с ранее приобретенными товарами (работами, услугами), допускается проведение процедуры государственной закупки, вид которой определяется исходя из объема возникшей потребности, после внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в годовой план государственных закупок.
Данная норма регулирует в том числе и случай не учтенных в проектно-сметной документации работ, необходимость выполнения которых подтверждена заказчиком и проектировщиком. Допустим, что заказчику оперативно выделено дополнительное финансирование в текущем году. При этом возникает его обязанность внести изменения (дополнения) в годовой план, а для этого необходимо, чтобы этот план был уже утвержден и размещен.
Таким образом, по нашему мнению, утверждать и размещать на сайте торговой площадки годовой план нужно в следующих случаях:
— планируются закупки в строительстве после 01.07.2021;
— строительство объекта начато до 01.07.2021 и не будет завершено в 2021 г.;
— строительство объекта начато до 01.07.2021, планируется завершить до 31.12.2021, но, возможно, потребуется выделение дополнительного финансирования.
Внесение изменений в договоры, заключенные для строительства объекта
Вопрос: Потребуется ли внесение изменений в неисполненные договоры поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) при строительстве за счет бюджетных средств после 01.07.2021?
Ответ: Да, потребуется после проведения ревизии действующих договоров на предмет соответствия законодательству о государственных закупках.
Согласно п. 2 ст. 392 ГК если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, то условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.
Очевидно, что изменение законодательства, регулирующего договоры, заключаемые при строительстве, произойдет с 01.07.2021.
В Законе № 419-З есть несколько требований к условиям договоров. Перечислим их:
1. Сумма годовых ассигнований.
Необходимость отражения в договоре суммы годовых бюджетных ассигнований следует из ч. 1 п. 3 ст. 24 Закона № 149, согласно которой в случае, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более календарного года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре.
2. Ответственность стороны за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
3. Порядок оплаты и приемки заказчиком поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на их соответствие предмету государственной закупки и требованиям к предмету государственной закупки и иным условиям договора.
4. Условие о сроках и порядке возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору и (или) банковской гарантии.
Таким образом, в договоры поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) при строительстве необходимо внести дополнения в следующих случаях:
— строительство объекта не будет завершено в 2021 г. Договор нужно дополнить информацией о сумме годовых ассигнований;
— в договоре есть условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения договора в виде денежных средств и (или) банковской гарантии. Необходимо дополнить договор условиями о сроках и порядке возврата обеспечения.
По нашему мнению, условия относительно ответственности сторон и порядка оплаты (пп. 2,3) являются обычной практикой, и внесения изменений не потребуется. Отметим, что формулировка «за неисполнение договора стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь» может оказаться недостаточной при проверке соблюдения законодательства о закупках.
Внесение изменений в неисполненный договор
Вопрос: Договор поставки (выполнения работ, оказания услуг) для строительства объекта за счет бюджетных средств заключен до 01.07.2021 и не исполнен. Можно ли внести в него изменения (дополнения)?
Ответ: Да, можно, с соблюдением законодательства о государственных закупках.
В ст. 1 Закона № 419-З определено, что государственная закупка — это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки.
Из этой нормы следует, что все договоры, заключенные заказчиком для строительства объекта до 01.07.2021, по которым финансирование продолжается после 01.07.2021, после указанной даты меняют свой статус и становятся договорами государственной закупки. Последствия данной трансформации проявляются, например, при необходимости внести в договор изменения (дополнения).
Законодательство о госзакупках ограничивает стороны договора в их желаниях по изменению условий договора. Рассмотрим такие ограничения.
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона № 419-З не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта, а также Советом Министров Республики Беларусь.
Советом Министров в постановлении от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — постановление № 395) установлены возможные случаи внесения изменений в договоры государственной закупки.
Из приведенной нормы следует принцип, которым должны руководствоваться стороны договора, и прежде всего заказчик, при внесении изменений в договор: «Все, что прямо не разрешено, запрещено». Разрешенные случаи приведены в таблице:
В таблице содержится перечень всех возможных случаев внесения изменений в договор государственной закупки, которые можно отнести к строительству.
Обращаем внимание на два нюанса, возникающих в законодательстве с 01.07.2021:
1. В отношении договоров строительного подряда между заказчиком и подрядчиком фактически перестает действовать перечень оснований для изменения неизменной договорной (контрактной) цены, изложенный в ч. 2 п. 10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее — постановление № 1553).
Особенно неприятно то, что при строительстве за счет бюджетных средств в договоре между заказчиком и подрядчиком фактически незаконным будет применение прогнозных индексов цен в строительстве. По нашему мнению, проблема крайне важная, и разъяснением Министерства ее не разрешить.
2. В отношении договоров между генеральным подрядчиком и субподрядчиком нормы постановления № 1553 продолжают действовать без изменений. Этот вывод основан на том, что договоры субподряда не относятся к договорам государственной закупки. Подробнее об этом — на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли в разделе «Вопрос-ответ» (bit.ly/34W32xe).
Таким образом, при необходимости внесения изменений (дополнений) в договоры, заключаемые для строительства объекта заказчиком, необходимо руководствоваться перечнем разрешенных случаев изменения договора государственной закупки, приведенных в Законе № 419-З и постановлении № 395.
В статье невозможно осветить все вопросы, связанные с переходом в строительстве за счет бюджетных средств на законодательство о государственных закупках. Возможно, на часть вопросов будут даны разъяснения компетентными органами. Нынешним и будущим заказчикам и подрядчикам можно рекомендовать самостоятельно заранее проанализировать возможные ситуации и подготовить свои решения.