Вы на портале
Договор государственной закупки

Заключение соглашения к договору государственной закупки: правомерно ли?

При исполнении договора государственной закупки с участием нерезидента Республики Беларусь у последнего возникли трудности в исполнении обязательств по договору (раскрытии аккредитива). Причина — включение заказчика в санкционный список. О том, какие действия можно предпринять в сложившейся ситуации, читайте ниже.

Богатко Антон
Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

Богатко Анна

Старший преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Минск)


91 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Описание проблемы

Заказчик заключил договор государственной закупки с нерезидентом, по которому предусматривались условия оплаты в виде аккредитива с учетом п. 32 Инструкции о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств и получателями средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66 (далее — Инструкция). Договором предусмотрено раскрытие аккредитива тремя частями. Первая часть, по информации заказчика, была раскрыта. Товар по договору государственной закупки поставлен заказчику. 

С учетом санкционного давления возникли трудности у поставщика, связанные с исполнением обязательств по раскрытию второй и третьей части аккредитива. Заказчик был включен в санкционные списки, что и спровоцировало отказ банка поставщика в раскрытии второй и третьей части аккредитива.

Так, возник вопрос о возможности изменения условий оплаты по договору государственной закупки путем заключения соглашения к договору, по которому оплата второй и третьей части аккредитива производилась бы посредством перечисления денежных средств со счета заказчика на счет поставщика согласно банковским инструкциям без использования аккредитивной формы расчетов.

Анализ ситуации 

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З) не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), сроков и условий оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных настоящим пунктом, а также Советом Министров Республики Беларусь.

С учетом вышеизложенного допускается изменение условий договора в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора в случаях, установленных в подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 (далее — постановление № 395). 

Исходя из абз. 1, 11 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 допускается изменение условий договора в случае, предусмотренном в ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона № 419-З, а также в случаях изменения в 2022–2024 гг. сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка оплаты, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при прове­дении процедуры государственной закупки. Невозможность исполнения обя­зательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя).

Как в Законе № 419-З, так и в постановлении № 395 отсутствует определение термина «порядок оплаты». 

Однако в ч. 1 п. 30 главы 9 Инструкции предусматривается возможность расчетов по договору посредством перечисления белорусских рублей в сумме, эквивалентной контрактной цене в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, увеличенному не более чем на 5 %, на счет банка, обслуживающего счет получателя бюджетных средств, либо на счета получателей бюджетных средств для покупки иностранной валюты. 

Абзацем 7 п. 9 главы 3 Инструкции закреплены требования по оплате расходов со счетов главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску по заключенным получателем бюджетных средств договорам, которые должны содержать существенные условия, в частности порядок оплаты, форму расчетов. 

С учетом изложенного можно сделать вывод, что порядок оплаты по договору государственной закупки — это согласованный сторонами способ расчетов, подтверждающий выполнение обязательств с учетом регламентированных в Инструкции порядка и формы расчетов. 

Что можно сделать в описанной ситуации?

На основании абз. 11 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 возникает право изменения порядка оплаты по договору государственной закупки в части изменения формы расчетов по второй и третьей части аккредитива на форму расчета посредством перечисления денежных средств в безналичном порядке со счета заказчика на счет поставщика, поскольку необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. 

Со стороны поставщика необходимо получить письменное обоснование невозможности исполнения обязательств без изменения указанных условий оплаты, порядка оплаты с использованием иной формы расчетов. По факту рассмотрения полученного обоснования нужно подготовить и подписать соглашение к договору государственной закупки с учетом нижеследующего. 

Соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор (ч. 1 п. 2 ст. 25 Закона № 419-З).

Применительно к возникшей ситуации если договор государственной закупки заключен на ЭТП, то изменение данного договора осуществляется на ЭТП. Заказчик размещает на ЭТП проект соглашения об изменении договора государственной закупки. Оператор ЭТП уведомляет поставщика о размещении заказчиком проекта соглашения об изменении договора государственной закупки в порядке, установленном своим регламентом.

В течение 5 рабочих дней со дня разме­щения заказчиком на ЭТП проекта соглашения об изменении договора государственной закупки такой проект подписывается поставщиком в порядке, установленном п. 4 ст. 24 Закона № 419-З.

Операторы ЭТП и ГИАС размещают соглашение об изменении договора государственной закупки в ГИАС.

В отношении договора государственной закупки, заключенного по результатам процедуры закупки из одного источника, Закон № 419-З не регламентирует порядок внесения изменений и (или) дополнений, а в отношении формы таких изменений и (или) дополнений содержит указание на ее соответствие форме самого договора. Таким образом, применяются общие подходы гражданского законодательства.

Как правило, договор государственной закупки по результатам процедуры закупки из одного источника составляется в простой письменной форме (на бумажном носителе) путем подписания сторонами одного документа. Соответственно, именно в такой форме и должно быть составлено соглашение о внесении изменений и (или) дополнений в договор государственной закупки.

Дополнительное соглашение о внесении изменений и (или) дополнений в договор государственной закупки в течение 10 рабочих дней со дня его заключения подлежит представлению в казначейство на регистрацию (подп. 2.9 п. 2 ст. 82 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).

91 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме