Вы на портале
Договор государственной закупки

Методы формирования цены предложения подрядчика

Какие методы формирования цены предложения подрядчика существуют? В чем они заключаются и как применяются? Имеет ли право подрядчик учесть средства на непредвиденные расходы при формировании цены предложения подрядчика? Ответы на эти вопросы читайте ниже.

Богатко Антон
Богатко Антон
Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 
17 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Определение конкурсного коэффициента 

В абз. 4 п. 2 Положения № 1553 определен термин «конкурсный коэффициент». Это определяемый подрядчиком коэффициент, учитывающий компенсацию рисков подрядчика, обусловленных различными непредвиденными обстоятельствами, а также его внутренние конкурентные преимущества. 

Пунктом 8 Положения № 1553 предусмотрено, что подрядчик самостоятельно определяет метод формирования цены предложения подрядчика.

В п. 7 Положения № 1553 установлен исключительный перечень методов формирования цены предложения подрядчика, в связи с чем подрядчик вправе выбрать один из методов, предусмотренных подп. 7.1–7.4 п. 7 Положения № 1553. 

Однако стоит отметить, что при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой конкурсный коэффициент, применяемый при формировании цены предложения подрядчика в соответствии с методами, установленными в п. 7 Положения № 1553, подлежит определению в размере:

  • не выше предусмотренного в проектной документации норматива средств на непредвиденные работы и затраты — в части, учитывающей компенсацию рисков подрядчика, обусловленных различными непредвиденными обстоятельствами;
  • не ниже 0,9 — в части, учитывающей внутренние конкурентные преимущества подрядчика.

Из вышеизложенного следует, что при строительстве объектов, которые не финансируются за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также при строительстве жилых домов без государственной поддержки конкурсный коэффициент подрядчик определяет самостоятельно. 

Рассмотрим методы формирования цены предложения подрядчика. 

Метод 1 

Ресурсный метод заключается в применении к расходу ресурсов, определенному на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, текущих цен, тарифов на ресурсы, а также добавлении общехозяйственных и общепроизводственных расходов, иных расходов, плановой прибыли с учетом конкурсного коэффициента, сумм налогов и отчислений согласно законодательству и применении на срок выполнения подрядных работ прогнозных индексов цен. 

Расчет цены подрядчика осуществляется по установленной в подп. 7.1 п. 7 Положения № 1553 формуле. При этом стоимость материалов, изделий и конструкций и (или) выполнения отдельных видов работ (услуг) должна приниматься на основании данных о поставках и предварительно согласованной их стоимости с организациями, с которыми подрядчик планирует сотрудничать при строительстве объекта, и (или) информации о текущих ценах на строительные материалы, изделия и конструкции из республиканской нормативной базы текущих цен на ресурсы, действующей на дату формирования цены предложения подрядчика (ч. 2 подп. 7.1 п. 7 Положения № 1553). Здесь стоит добавить, что в качестве подтверждения формирования цены с использованием данного метода ее формирования подрядчику целесообразно иметь документарное подтверждение по ценам на материалы, изделия и конструкции. В случае отсутствия подтверждающих документов, полагаем, можно сделать вывод о несоблюдении подрядчиком порядка формирования цены по подп. 7.1 п. 7 Положения № 1553. 

Метод 2 

Цена предложения подрядчика определяется путем применения укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта и (или) укрупненных нормативов стоимости на виды работ, разработанных подрядчиком (подп. 7.2 п. 7 Положения № 1553). 

По этому методу в ч. 2 подп. 7.2 п. 7 Положения № 1553 имеется условие, согласно которому в случае полного или частичного финансирования строительства за счет источников финансирования, перечисленных в указанной норме, данные укрупненные нормативы не должны превышать нормативы, утвержденные Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Метод 3 

Цена предложения подрядчика определяется путем сочетания методов 1 и 2. При формировании цены подрядчик должен принимать во внимание условия подп. 7.1–7.2 п. 7 Положения № 1553. В частности, в отношении цен на материалы, изделия, конструкции подрядчик должен выделять перечень таких товаров, по которым цена сформирована на основании данных о поставках и предварительно согласованной их стоимости с организациями, с которыми подрядчик планирует сотрудничать при строительстве объекта, а также таких товаров, по которым цена сформирована исходя из информации о текущих ценах на строительные материалы, изделия и конструкции из республиканской нормативной базы текущих цен на ресурсы, действующей на дату формирования цены предложения подрядчика. 

Следует также отметить, что при формировании цены предложения подрядчика недопустимо использовать данные о ценах на материалы, изделия и конструкции, указанные в сметной документации, так как это не предусмотрено подп. 7.1 п. 7 Положения № 1553. 

Метод 4

Данный метод заключается в определении цены предложения подрядчика в размере сметной стоимости работ на дату начала их выполнения, установленную заказчиком, с учетом конкурсного коэффициента и прогнозных индексов цен в строительстве, действующих в каждом месяце выполнения работ согласно укрупненному графику производства работ. 

При применении этого метода недопустимо использование вместе с ним иных методов формирования цены предложения подрядчика, так как в отличие от метода, установленного подп. 7.3 п. 7 Положения № 1553, это не предусмотрено. 

Непредвиденные работы и затраты

После выбора наилучшего предложения заказчиком, застройщиком в установленном порядке определяется подрядчик, цена предложения которого до завершения строительства будет являться неизменной договорной (контрактной) ценой на выполнение подрядных работ, за исключением случаев ее корректировки, независимо от источника финансирования объекта.

С учетом изложенного выше, принимая во внимание пп. 4–8 Положения № 1553, можно сделать вывод, что учет средств на непредвиденные работы и затраты при формировании цены предложения подрядчика Положением № 1553 не предусмотрен.

Как следует из п. 39 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании норматива расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.04.2023 № 39, средства на непредвиденные работы и затраты, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства, остаются в распоряжении заказчика для компенсации обоснованного увеличения в процессе строительства стоимости отдельных работ и расходов, в том числе затрат на дополнительные работы. 

Следовательно, при формировании цены предложения подрядчика по методам, предусмотренным в подп. 7.1–7.4 п. 7 Положения № 1553, средства на непредвиденные работы и затраты, предусмотренные сводным сметным расчетом, учитываться не должны.

17 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме