Вы на портале
Договор государственной закупки

Изменение условий договора госзакупки на поставку товара

Богатко Антон
Богатко Антон
Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 
153 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ситуация: Заказчик заключил с нерезидентом договор государственной закупки в 2024 г. Предмет государственной закупки – комплект технологического оборудования (далее – товар), по которому предусматривались определенные сроки поставки товара.
Однако у нерезидента возникли проблемы (с учетом устных переговоров) по сроку производства и поставки отдельных единиц в составе комплекта товара, что влияет на срок поставки всего комплекта товара. Нерезидент указывает, что такие отдельные единицы в комплекте поставки товара предусматривались к закупке у иного поставщика с последующей интеграцией в состав комплекта. Поставщик отдельных единиц комплекта товара в одностороннем порядке отказался от исполнения договора и поставки таких единиц нерезиденту. В связи с этим нерезидент разместил заказ на такие единицы у другого поставщика, но сроки изготовления и поставки оказались несопоставимыми с теми, из которых исходил нерезидент при формировании предложения на процедуру государственной закупки с учетом наличия предварительной договоренности с первоначальным поставщиком и далее, после заключения договора государственной закупки с заказчиком, с учетом сроков поставки по договору между нерезидентом и поставщиком.
Вопрос:Возможно ли изменить срок поставки по договору государственной закупки путем заключения соглашения к нему?

Анализ ситуации

Согласно п. 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З) не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), сроков и условий оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных в п. 1 ст. 25 Закона № 419-З, а также Советом Министров Республики Беларусь.

С учетом вышеизложенного допускается изменение условий договора в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора в случаях, установленных в подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 (далее – постановление № 395).

В абз. 1 и 13 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 закреплено, что допускается изменение условий договора в случае, предусмотренном в ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона № 419-З, а также в случаях изменения в 2022–2024 гг. сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сроков и условий оплаты, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя).

В Законе № 419-З, постановлении № 395 не предусматривается, какие обоснования поставщика и их содержание должны быть для применения основания изменения сроков поставки. Требований к содержанию и достаточности обоснования невозможности исполнения договора без изменения срока исполнения обязательства поставщиком Закон № 419-З и постановление № 395 не устанавливают.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что срок поставки по договору государственной закупки – это согласованный сторонами срок исполнения обязательств поставщика.

В связи с тем, что на данный момент, в 2024 г. по инициативе нерезидента возникла непредвиденная и непрогнозируемая на дату проведения процедуры государственной закупки заказчиком и нерезидентом на дату подачи предложения невозможность исполнения обязательства по сроку поставки, полагаем, что:

  • с учетом основания абз. 13 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 возникает право изменения сроков исполнения обязательств нерезидентов в 2024 г. по поставке товара по договору государственной закупки, поскольку необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки;
  • со стороны нерезидента необходимо получить письменное обоснование невозможности исполнения обязательств без изменения сроков исполнения обязательств. При этом в таком обосновании нерезиденту необходимо отразить информацию, достаточную для установления факта невозможности исполнения обязательств в случае сохранения сроков исполнения обязательств, установленного договором при заключении. Такой информацией, например, могут быть сведения о введении ограничений в торговле и запрета на поставку отдельных товаров, происходящих из определенных государств, вопросы закупки сырья, материалов, комплектующих, для изготовления товара или части комплекта товара, срыв или отказ поставщиков комплектующих или составных частей комплекта товара в адрес нерезидента как поставщика по договору государственной закупки и иные объективные обоснования, с предоставлением документов в подтверждение обоснований;
  • по факту рассмотрения полученного обоснования от нерезидента, а также документов, обосновывающих информацию, изложенную в нем, со стороны заказчика возможно подготовить и подписать соглашение к договору государственной закупки. Порядок рассмотрения обоснования, а также лица, уполномоченные на такое рассмотрение, Законом № 419-З и подзаконными нормативными актами не определены. Полагаем, что, применяя положение о договорной работе заказчика, руководствуясь информацией о лицах, принимающих участие в рассмотрении, согласовании проектов договоров, а также лицах, рассматривающих вопросы внесения изменений в заключенные договоры, возможно приказом (при необходимости) создать рабочую группу по рассмотрению вопросов исполнения договора государственной закупки, обоснований изменения его условий, в том числе по срокам исполнения обязательств поставщиками, с формализацией решений и выводов в протоколах заседания такой рабочей группы. С учетом решения рабочей группы лицо, уполномоченное на подписание договора государственной закупки и соглашения к нему, будет иметь право подписать соглашение к договору государственной закупки.

Соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор (ч. 1 п. 2 ст. 25 Закона № 419-З).

Применительно к ситуации, если договор государственной закупки заключен на ЭТП, то изменение договора государственной закупки осуществляется на ЭТП. Заказчик размещает на ЭТП проект соглашения об изменении договора государственной закупки. Оператор ЭТП уведомляет поставщика о размещении заказчиком проекта соглашения об изменении договора государственной закупки в порядке, установленном своим регламентом.

В течение 5 рабочих дней со дня размещения заказчиком на ЭТП проекта соглашения об изменении договора государственной закупки такой проект соглашения подписывается поставщиком в порядке, установленном п. 4 ст. 24 Закона № 419-З.

Операторы ЭТП и ГИАС размещают соглашение об изменении договора государственной закупки в ГИАС.

В отношении договора государственной закупки, заключенного по результатам процедуры государственной закупки из одного источника. Закон № 419-З не регламентирует порядок внесения изменений и (или) дополнений, а в отношении формы таких изменений и (или) дополнений содержит указание на ее соответствие форме договора. Таким образом, применяются общие подходы гражданского законодательства.

Как правило, договор государственной закупки по результатам процедуры закупки из одного источника составляется в простой письменной форме (на бумажном носителе) путем подписания сторонами одного документа. Соответственно, именно в такой форме и должно быть составлено соглашение о внесении изменений и (или) дополнений в договор государственной закупки.

Дополнительное соглашение о внесении изменений и (или) дополнений в договор государственной закупки в течение 10 рабочих дней со дня его заключения подлежит представлению в казначейство на регистрацию (подп. 2.9 п. 2 ст. 82 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).

Рассмотрим ответственность поставщика за неисполнение обязательств по поставке товара в сроки, предусмотренные договором государственной закупки.

Применяются ли санкции, предусмотренные порядком расчетов между юридическими лицами в Республике Беларусь, по подп. 2.3 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 02.12.2021 № 462 «Об особенностях осуществления расчетов» (далее – Указ № 462)?

В случае, если по результатам процедуры государственной закупки заключается договор государственной закупки, который содержит условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, а также о порядке оплаты и приемки заказчиком поставленных товаров на их соответствие предмету государственной закупки и требованиям к предмету государственной закупки и иным условиям договора (п. 6 ст. 24 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», ответственность, установленная Указом № 462, в частности пеня, применяется, если заказчиком по договору предоставлена предварительная оплата.

В случае, если условиями договора государственной закупки предусмотрена оплата по факту поставки, санкции по порядку расчетов не применяются.

Между тем применяются условия договора государственной закупки об ответственности сторон (договорная неустойка).

Если предусматривается предварительная оплата по договору государственной закупки, то юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежаще исполнившие обязательство по поставке, уплачивают заказчику за каждый просроченный день, включая день исполнения обязательств, пени с зачислением их в доход соответствующего бюджета (ч. 1 подп. 2.3 п. 2 Указа № 462): при поставке товара (продукции) размер пеней рассчитывается от суммы неисполненной части обязательств по поставке товара (продукции) исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день исполнения обязательства, увеличенной в 25 раз.

153 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме