Курс на эффективность
Как сообщил во время тематической пресс-конференции заместитель директора ГП «Гордорстрой» Алексей ХАРЛАП, план по развитию улично-дорожной сети, который был сформирован на 2015–2020 годы, выполнен на 65 %. За этот период в столице построено пять транспортных развязок, обновлено порядка 26 км улично-дорожной сети, реконструировано семь мостов и путепроводов. Объекты, которые не были выполнены в течение данной пятилетки, переносятся на следующую. К примеру, реконструкция ул. Жуковского от ул. Могилевской до ул. Аэродромной и реконструкция ул. Тимирязева от Масюковщины до МКАД. Уже разработана проектная документация. В 2021 году завершится преобразование и первого транспортного кольца в Минске. На данный момент дорожные службы прокладывают завершающий участок от пр. Дзержинского до ул. Толстого. Также в столице капитально отремонтируют 21 мостовое сооружение. Приступят строители и к реконструкции путепровода на пр. Жукова в районе станции Минск Товарный.
Один из наиболее ожидаемых автомобилистами проектов — реконструкция трассы М1 Брест – Минск – граница Российской Федерации, запланирован к реализации на ближайшие десять лет. Дорогу сделают автомагистралью европейского уровня. Специалисты уверяют: при модернизации М1 будет создана современная система безопасности. Кроме того, после окончания работ по трассе запретят движение низкоскоростной техники, пешеходов и велосипедистов.
В следующую пятилетку продолжат реконструкцию автодорог Р53 Слобода — Новосады, М3 Минск — Витебск, Р23 Минск — Микашевичи. Особое внимание уделят на данных маршрутах мостам. В планах строительство обходов в Витебске, Могилеве и Полоцке.
В приоритете — безопасность
Не теряет актуальности тема безопасности дорожного движения, обеспечение дорожной инфраструктуры контраварийными техническими решениями. Говоря о приоритетных задачах, начальник управления развития автомобильных дорог главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сергей ЛЕОНЧИК подчеркнул, что основной приоритет госпрограммы «Дороги Беларуси», рассчитанной до 2025 года, — создание комфортных и безопасных автомобильных магистралей.
— На дорогах Беларуси нам удалось сократить количество пострадавших: 56 человек на миллион жителей. В соседних странах эта цифра заметно выше. Однако мы не остановимся на этом и будем стремиться к нулевой отметке, — уточнил он. — Многое запланировано в рамках концепции по безопасности дорожного движения. Будут созданы независимые институты дорожных аудиторов, проведена оценка каждой дороги по международной системе IRAP (система звездности). Приглашенные консультанты помогут разработать наиболее безопасную стратегию движения, определят лучшие и надежные дороги, а также те, которые требуют дополнительных усилий.
По мнению главного конструктора по автомобильной технике ОАО «Минский автомобильный завод» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Павла ШАБАНОВА, о безопасности на дорогах сегодня нужно говорить в двух направлениях. Во-первых, это безопасность самого транспортного средства, которую обеспечивают автоматические системы контроля автомобиля. Часть из них уже имеют статус обязательных, как, например, АБС. Во-вторых — переход на альтернативные виды топлива, за счет которых существенно снижаются вредные выбросы в атмосферу.
По мнению специалиста, вопросы экологии не должны уходить на второй план. Сегодня в автоиндустрии действуют экологические нормы, в частности, стандарт «Евро-5». Документ предусматривает для бензиновых двигателей снижение окисей азота и углеводородов на 25 %, а для дизельных — на 80 % выбросов сажи и на 20 % — окисей азота. Беларусь подтягивается к мировому тренду. С каждым годом на отечественном рынке автомобилестроения набирает популярность развитие автомобилей на альтернативных видах топлива. Особое внимание уделяется разработке и эксплуатации транспорта нового поколения — электрических автомобилей и автобусов. Так, Минский автомобильный завод уже выпустил два прототипа моделей пассажирской и грузовой техники. Это электробус МАЗ 303Е10, построенный на базе уже известной модели МАЗ 303, и грузовик с полностью электрической силовой установкой МАЗ 4381ЕО. В данный момент опытные образцы автотехники продолжают проходить испытания. После их успешного завершения можно будет говорить о серийном производстве, рассчитанном на отечественный рынок, и экспортных поставках. Перспективные планы и у СЗАО «БЕЛДЖИ», которое работает над электромобилем с заявленным пробегом 500 км на одной зарядке аккумуляторной батареи.
— Экологическая безопасность — серьезный аспект в автотранспортной отрасли. Моду задали Китай и Индия, где вопросы снижения выбросов вредных веществ парком автомобилей наиболее острые. Достигнуть фантастических результатов удалось благодаря государственной программе развития общественного и легкового электротранспорта. Постепенно электроприводная техника становится общемировым трендом. Мы также будем развивать эти тенденции. На стадии согласования сейчас республиканская программа развития электротранспорта до 2025 года. В соответствии с документом количество «зеленых» авто в стране должно существенно увеличиться, — сообщил Павел Шабанов.
По мнению экспертов, значительно активизирует рынок электротранспорта запуск Белорусской АЭС в Островце. Однако специалистам еще предстоит проработать вопросы развития зарядной инфраструктуры для электрокаров. Потребитель должен понимать, что он не будет испытывать проблем с зарядкой и сервисным обслуживанием ни в черте города, ни за его пределами. Ожидается, что уже в 2020 году в республике будет установлено 400 зарядных станций, в 2021 — 600. Прорабатывается проект супербыстрых зарядных станций.
Для комфорта пассажиров
В свою очередь транспортное будущее Минска архитекторы и экологи видят в снижении уровня автомобилизации, который в целом по стране стремительно растет. Наиболее ощутимо эти проблемы уже проявляются в крупных городах республики.
— Уровень автомобилизации возрастает с каждым годом. По этой причине объем пассажирооборота стремительно падает. Безусловно, город делает попытки, чтобы переориентировать пассажира: обновляется парк машин, внедряются IT решения, система мониторинга маршрута. Однако нужны более действенные меры, в частности, обеспечение беспрепятственного проезда для общественного транспорта (специальные полосы, корректировка светофора и др.), — считает начальник отдела организации пассажирских перевозок ГП «Столичный транспорт и связь» Александр КАПТЮХ.
По мнению заместителя генерального директора ГП «Минсктранс» Виктора ТОЗИКА, со временем ситуация все же будет переломлена в сторону общественного транспорта. Для этого пассажиру необходимо гарантировать беспрепятственный и своевременный проезд из точки «А» в точку «В».
— Общественному транспорту должен быть предоставлен приоритет в транспортном потоке. Пока мы этого достичь не можем, поскольку автобусы, троллейбусы не имеют никаких привилегий. Например, сегодня крайние правые полосы используются для парковки частных авто. Полоса для городского транспорта фактически ликвидирована. Очевидно, что нужны конкретные меры. Как вариант: вблизи станций метрополитена строить перехватывающие парковки, вводить ограничительные меры по въезду в центр города. Решение данных вопросов не только улучшит экологическую обстановку, но и в целом обеспечит более безопасное и комфортное движение на магистралях, — убежден Алексей Харлап.
Источник: smp.by