Вы на портале

Обзор законодательства 1–30 июня 2021 года: об изменении порядка заполнения актов выполненных работ, разъяснении вопросов закупок в строительстве с 1 июля 2021 г., изменении форм актов приемки объектов в эксплуатацию, ценах на реализуемые стройматериалы

Сущеня Сергей
Сущеня Сергей

Старший юрист ООО «Ревера Лигал»

Валюкевич Денис
Валюкевич Денис

Ведущий юрист ООО «Ревера Лигал»

6010 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Скорректирован порядок заполнения актов выполненных работ

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.05.2021 № 54

Справочно: документ опубликован 08.06.2021.

Постановлением № 54 внесены изменения в Инструкцию о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, утвержденную постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.07.2018 № 29.

В частности, предусмотрено, что установленные формы актов выполненных строительных работ применяются в том числе и ИП.

Закреплен дополнительный случай, когда применяется акт формы С-2а, а именно при выполнении строительных работ собственными силами застройщика по объектам долевого строительства.

Установлено правило, что в акт формы С-2а вносится информация о фактически выполненных в отчетном периоде работах, их объемах и сметной стоимости в разрезе элементов затрат (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы, транспорт) с учетом иных сметных нормативов, налогов и отчислений, условий формирования цены, предусмотренных договором строительного подряда, а также трудозатраты рабочих.

Регламентировано, что при выполнении строительных работ хозяйственным способом в акт формы С-2а вносится информация о фактически выполненных в отчетном периоде работах, их объемах и сметной стоимости прямых затрат в разрезе элементов затрат (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы, транспорт), а также трудозатраты рабочих. К акту формы С-2а прилагается бухгалтерская справка о сумме фактических расходов застройщика на выполнение работ, включенных в отчетном месяце в акт формы С-2а.

Установлено, что если предметом договора строительного подряда кроме выполнения строительных работ является выполнение пусконаладочных работ, то они в акте формы С-2б не отражаются, а оформляются отдельным первичным учетным документом, тогда как ранее они вносились в графу 2 акта формы С-2б как отдельный вид работ.

Также изменения предусматривают, что при взыскании по решению суда стоимости непринятых работ участники хозяйственной операции обязаны на день вступления в силу решения суда подписать акты на стоимость работ, подлежащих оплате по решению суда.

Документ вступил в силу c 09.06.2021.

О государственных закупках при строительстве с 1 июля 2021 года

Разъяснение Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь

Справочно: документ опубликован на официальном сайте Министерства архитектуры и строительства. 

Минстройархитектуры на своем официальном сайте разместило документ, в котором даны разъяснения о порядке проведения государственных закупок в строительстве с 1 июля 2021 г.

Напомним, что Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» действует до 1 июля 2021 г.

В размещенном документе Минстройархитектуры указывает, что оснований для его пролонгации не имеется.

С учетом данных обстоятельств с 1 июля 2021 г. строительная отрасль при осуществлении закупок за счет бюджетных и приравненных к ним средств будет руководствоваться Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

В размещенном документе, в частности, приводится информация о видах государственных закупок, примерных формах документов, порядке применения преференциальной поправки, ответственности за несоблюдение законодательства о государственных закупках.

МАРТ разъяснил отдельные вопросы закупок в строительстве

Письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24.06.2021 № 14-01-10/1598 К

Справочно: документ опубликован на официальных сайтах Министерства антимонопольного регулирования и торговли и Министерства архитектуры и строительства.

МАРТ в своем письме разъяснил отдельные особенности проведения госзакупок в строительстве.

Так, если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве заключены до 1 июля 2021 г., то на такие закупки не распространяется действие законодательства о госзакупках. Их проведение осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2021 г., то есть в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».

Для целей переходного периода днем принятия решения о проведении процедуры закупки при строительстве необходимо считать день утверждения документации для предварительного квалификационного отбора участников для участия в подрядных торгах (торгах на закупку товаров при строительстве) и конкурсной документации для проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), документации для переговоров.

Годовой план госзакупок должен содержать перечень товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в текущем финансовом году. В годовой план на 2021 г. необходимо включать только те товары (работы, услуги) для строительства, приобретение которых будет осуществляться посредством проведения процедуры госзакупки согласно Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» с 1 июля 2021 г.

Указано, что не допускается объединять в предмете госзакупки и/или его части (лоте) технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги). Однородными товарами (работами, услугами) являются товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду ОКРБ 007-2012 (восемь цифровых знаков – ХХ.ХХ.ХХ.ХХ).

В случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительства, определение ориентировочной стоимости предмета госзакупки осуществляется проектно-сметным способом, обязанности дополнительного изучения конъюнктуры рынка нет.

Применительно к вопросу изменения условий договора госзакупки указано, что допустимо изменение объема (количества) товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 %. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения. При этом речь идет лишь о возможности изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), являющихся предметом договора госзакупок. Включение в заключенный договор госзакупки товаров (работ, услуг), не предусмотренных таким договором (дополнительных (скрытых) работ), недопустимо.

МАРТ разъяснил вопросы применения преференциальной поправки

Письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 16.06.2021 № 14-01-10/1505 К

Справочно: документ опубликован на официальных сайтах Министерства антимонопольного регулирования и торговли и Министерства архитектуры и строительства.

МАРТ разъяснил особенности применения преференциальной поправки.

Так, префпоправка применяется при проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений в размере:

  • 15 % – в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и/или стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

По состоянию на 15.06.2021 национальный режим в сфере госзакупок предоставлен только Республике Армения, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации;

  • 25 % – в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников.

Префпоправка не применяется при проведении процедуры закупки из одного источника и биржевых торгов, а также в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки, в том числе его лотом (частью).

Префпоправка используется исключительно для целей оценки и сравнения предложений участников, тогда как договор госзакупки с победителем заключается по цене его предложения.

Госзакупки, начатые с 12 июня 2021 г., должны осуществляться с учетом положений постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2021 № 318.

При этом документы, которыми подтверждается право на применение префпоправки в размере 15 %, будут зависеть от того, включен ли закупаемый товар в приложение 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 либо нет.

С учетом этого в разъяснении приведены документы, которые подтверждают право на применение префпоправки:

  • для товаров, не включенных в приложение 1 к постановлению № 395;
  • для товаров, включенных в приложение 1 к постановлению № 395.

При этом перечень документов отличается также в зависимости от того, происходит товар из Республики Беларусь или из Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики или Российской Федерации.

В случае наличия заявления о праве на префпоправку, но при отсутствии документов, которые подтверждают данное право, в зависимости от вида процедуры госзакупки комиссия отклоняет предложение либо осуществляет оценку и сравнение предложения такого участника без учета префпоправки.

Об условиях допуска к государственным закупкам иностранных товаров

Письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.06.2021 № 14-01-10/1625

Справочно: документ опубликован на официальном сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

В письме разъяснены условия допуска к госзакупкам иностранных товаров.

Напомним, что условия допуска к госзакупкам товаров иностранного происхождения установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206.

В соответствии с разъяснением МАРТ:

1) условия допуска действуют при проведении только трех видов процедур госзакупок – открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений;

2) условия допуска касаются определенных товаров – только тех, которые содержатся в приложении 1 к постановлению № 206, и поставщиков, их предлагающих.

В связи с этим при разработке документов, предоставляемых для подготовки предложения, заказчику (организатору) необходимо установить, включен ли закупаемый им товар в приложение 1 к постановлению № 206. Если товар включен, документы, предоставляемые для подготовки предложения, должны содержать условия допуска.

Внесены изменения в формы актов приемки объектов в эксплуатацию

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.05.2021 № 56

Справочно: документ опубликован 12.06.2021.

Постановлением № 56 внесены изменения в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.12.2018 № 40, которое устанавливает формы актов приемки объектов в эксплуатацию.

Так, скорректированы следующие формы актов:

  • акт приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения (приложение 7 к постановлению № 40). С учетом изменений указанный акт с 13.06.2021 применяется также в отношении приемки нежилых помещений в жилом доме. В связи с этим форма акта приемки переименована и изложена в новой редакции;
  • акт приемки в эксплуатацию объекта строительства, в том числе очередей строительства, пусковых комплексов, законченного возведением, реконструкцией, в том числе тепловой модернизацией, реставрацией, благоустройством (приложение 2 к постановлению № 40), незначительно скорректирован в терминологической части, а именно указано, что в нем отражается информация в отношении жилых домов, а не как ранее в отношении многоквартирных жилых домов;
  • акт приемки в эксплуатацию финансируемых физическими лицами законченных возведением одноквартирных, блокированных жилых домов и/или нежилых капитальных построек на придомовой территории, реконструированных жилых и/или нежилых помещений в блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории пятого класса сложности (приложение 4 к постановлению № 40) дополнен графой о том, относится ли жилой дом к жилым домам с использованием исключительно электрической энергии для целей отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи.

Документ вступил в силу с 13.06.2021.

Дополнен перечень документов, срок действия которых продлевается

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2021 № 320

Справочно: документ опубликован 16.06.2021.

Постановлением № 320 вносятся изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2020 № 687: дополняется перечень административных процедур, по которым продлевается срок действия выданных при их осуществлении документов.

В частности, однократное продление на 6 месяцев срока действия выданных справок или других документов, если срок действия таких документов истек (истекает) с 10 ноября 2020 г. по 10 ноября 2021 г. включительно, имеет место в отношении следующих административных процедур:

  • выдача (продление срока действия, внесение изменений и/или дополнений, выдача дубликата) разрешения (свидетельства) на право проведения экспертизы промышленной безопасности;
  • выдача (продление срока действия, внесение изменений и/или дополнений, выдача дубликата) разрешения (свидетельства) на право создания комиссий по аттестации сварщиков;
  • выдача (продление срока действия, внесение изменений и/или дополнений, выдача дубликата) разрешения (свидетельства) на право ведения горных работ при строительстве метрополитенов и/или сооружения горизонтальных горных выработок способом продавливания, прокола и бурения диаметром от 1200 миллиметров и более;
  • выдача (продление срока действия, внесение изменений и/или дополнений, выдача дубликата) разрешения (свидетельства) на право проведения подготовки и переподготовки лиц, занятых перевозкой опасных грузов (за исключением лиц, занятых перевозкой опасных грузов, принадлежащих Вооруженным Силам Республики Беларусь и транспортным войскам).

Документ вступил в силу с 17.06.2021 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 10 мая 2021 г.

О ценах на реализуемые строительные материалы, изделия, конструкции

Письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.06.2021 № 04-3-02/6930

Справочно: документ опубликован на официальном сайте Министерства архитектуры и строительства.

В письме Минстройархитектуры разъясняет вопросы формирования отпускных цен на строительные материалы, изделия, конструкции.

Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.05.2017 № 13 установлены ограничения, применяемые при формировании цен на строительные материалы, изделия, конструкции, в отношении которых осуществляется государственное регулирование.

К регулируемым ценам относятся цены на строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и/или местных бюджетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).

Ограничения, установленные постановлением № 13, обязательны для соблюдения юрлицами всех форм собственности и ИП.

Юрлица и ИП, использующие строительные материалы с регулируемыми ценами, обязаны информировать об источниках финансирования строительства объекта субъектов, которые осуществляют реализацию указанных строительных материалов.

Юрлица и ИП обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень регулируемых цен на реализуемые строительные материалы, изделия, конструкции.

Юрлица и ИП обязаны привести расчеты цен на строительные материалы, изделия, конструкции в соответствие с нормами постановления № 13.

В случае утверждения юрлицом и ИП нескольких прейскурантов на производимые строительные материалы, изделия, конструкции с ограничением уровня рентабельности в ценах согласно постановлению № 13 плановая себестоимость аналогичных видов продукции должна быть одинаковая по всем прейскурантам.

Сформированные с учетом ограничения уровня рентабельности отпускные цены не должны превышать отпускные цены, согласованные в установленном порядке. При этом норматив рентабельности, не превышающий предельный, устанавливается по каждому наименованию продукции.

Реализация юрлицами и ИП строительных материалов, изделий, конструкций по ценам с ограниченным уровнем рентабельности (надбавки) должна осуществляться на основании договоров с указанием в них цели приобретения и источников финансирования строительства объекта.

Внесены изменения в сборники нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.05.2021 № 46

Справочно: документ опубликован 15.06.2021.

Постановлением № 46 предусмотрены изменения:

  • в сборник нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на монтаж оборудования № 10 «Оборудование связи» (НРР 8.03.210-2012);
  • сборник нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на монтаж оборудования № 20 «Оборудование сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте» (НРР 8.03.220-2012);
  • сборник нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы № 28 «Железные дороги» (НРР 8.03.128-2012);
  • сборник нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на монтаж оборудования № 10 «Оборудование связи» (НРР 8.03.210-2017);
  • сборник нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на монтаж оборудования № 20 «Оборудование сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте» (НРР 8.03.220-2017);
  • сборник нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы № 13 «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии» (НРР 8.03.113-2017);
  • сборник нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы № 28 «Железные дороги» (НРР 8.03.128-2017);
  • сборник нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на ремонт объектов № 68 «Благоустройство» (НРР 8.03.368-2017).

Документ вступил в силу с 16.06.2021.

6010 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
и еще 1,
2371